Линки доступности

Экспансия Голливуда в России: за и против


Анджелина Джоли в Москве

Анджелина Джоли в Москве

Американизация российского кинопроката c точки зрения экспертов

Любители кино в России уже давно считают нормой, что голливудские премьеры там проходят день в день с Америкой, а то и раньше. И что звезды первой величины, включая Джонни Деппа, Анджелину Джоли и Джастина Тимберлейка, не считают зазорным лично представить свои новые работы московской публике. Голливуд пришел в Россию всерьез и надолго, причем его нынешний успех у российских зрителей совпал с невиданным бумом строительства новых современных кинозалов. В прошлом году совокупные кассовые сборы в России впервые преодолели символический барьер в один миллиард долларов, а аудитория выросла на 15,2 процента.

По данным, представленным «Голосу Америки» независимой российской исследовательской компанией Movie Research, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года доля кинопродукции Голливуда в общероссийских сборах повысилась в этом году с 46,5 процента до 59,3. При этом, число голливудских фильмов в российском прокате осталось на том же уровне, а значит, делают вывод эксперты, они в целом стали более привлекательными для российских зрителей. Естественно, это не могло не сказаться на доле российских картин, которая упала с 18 процентов до 12, несмотря на рост фактического количества российских фильмов в прокате на 14 процентов.

Бурная «американизация» российского проката вызывает неоднозначную реакцию у участников и наблюдателей кинорынка. Мнения, как обнаружил корреспондент «Голоса Америки», высказываются зачастую совершенно полярные. Почему?
«Все зависит от ракурса, - объяснил Ник Холдсуорт, глава восточноевропейского бюро газеты Variety, рупора мирового шоу-бизнеса . – Если бы я был российским дистрибьютором американских фильмов, то нынешний успех голливудских фильмов в России считал бы очень позитивным трендом».

В этом году, как отметил Холдсуорт, к российскому зрителю вышли и выходят лишь несколько крупнобюджетных проектов местного производства. «Возможно, это частично результат новой формулы госфинансирования, – сказал журналист, – которая львиную долю дотаций, примерно 68 млн долларов, предназначает восьми привилегированным студиям, оставляя многих независимых продюсеров с пустыми руками. Голливуд опять оказывается в плюсе. Поэтому – возвращаясь к вашему вопросу – с точки зрения российского кинематографиста экспансия Голливуда это очень негативный тренд. Отсюда у российского независимого сектора столь велик интерес к европейским копродукциям, и даже глава фонда господдержки кино Сергей Толстиков сказал, что выделил 8 млн долларов специально на помощь копродукциям».

По мнению Холдсуорта, местной киноиндустрии не по силам конкурировать с американской в национальном прокате России. «Голливудские фильмы имеют глобальную систему дистрибьюции, продвижения и рекламы, чего нет у российских, – отметил журналист Variety. – Возможное исключение составляют лишь обласканные вниманием собственные фильмы «Первого канала», что дает им массу как бы бесплатной рекламы на самом канале, а также фильмы Тимура Бекмамбетова и его компании Bazelevs, у которой сильная рекламная, а теперь и прокатная сеть».

Экспансию американского кино в России социолог и культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», оценил как явление положительное. «Начавшись лет двадцать лет, она обеспечила россиянам свободный доступ к лучшему мировому кино, – сказал он в беседе с «Голосом Америки». – А также свободный доступ к другим представлениям о мире, которые советская цивилизация не могла дать людям. Голливуд превосходно с этой миссией справился».

На тот же вопрос «Голоса Америки» генеральный директор кинопроизводственной фирмы «Твинди» Евгений Гиндилис ответил так: «Положительна ли моя оценка экспансии Голливуда? И да, и нет. В присутствии американского кино на рынке не вижу ничего плохого, и вовсе не призываю его ограничивать. Я, скажем, против квотирования. Но экспансия ведет к монополизации сетей проката, к тому, что фильмы мэйджоров доминируют над другими прокатными предложениями. И это не может меня не беспокоить как российского продюсера. Государство должно регулировать эти процессы».

По мнению Даниила Дондурея, российское кино могло бы отвоевать у американского продукта примерно треть внутреннего прокатного рынка. Такая пропорция характерна для Испании, Франции, Германии и ряда других стран. «Зрители, особенно молодые, нуждаются в местных вариантах глобальных мифов, – считает социолог. – Но при нынешней политике, когда грубой, когда циничной, когда квазипатриотичной, такая задача труднодостижима. Не случайно за последние годы произошло резкое падение доли российских фильмов в прокате. И ситуация будет, по-моему, только усугубляться».

В скептической оценке перспектив отвоевывания заметной части национального проката у американцев Гиндилис солидарен с Дондуреем. «В условиях нерегулируемого рынка эта затея совершенно безнадежна, – сказал он. – Пока наше коммерческое кино в целом неконкурентноспособно – в отличие от артхаусного, которое в своей нише более востребовано».

Гиндилис, продюсер таких фестивальных фаворитов, как «Муха» и «Громозека», в принципе считает модель, при которой отчисления от проката иностранных фильмов идут на финансирование национального кинопродукта, вполне разумной. «Но на практике, – отметил он, – механизмы государственной финансовой поддержки крайне непрозрачны и лишены какой бы то ни было логики. Так что лучше, чтобы дотаций вообще никто бы не получал».

Ник Холдсуорт привел в пример европейскую практику, где доминирование Голливуда также воспринимается как угроза национальной культуре. Отчисления от цены билета на иностранные фильмы идут там на поддержку собственного кинопроизводства. Впрочем, по замечанию журналиста, если таким налогом обложить лишь Голливуд, то это будет воспринято как несправедливая акция, отдающая ксенофобией.

Механизм налоговых льгот и отчислений должен быть введен обязательно. Так считает Олег Иванов, гендиректор компании Movie Research. «Речь идет не столько о недостатке финансирования наших фильмов, сколько о преодолении экономического дисбаланса, – подчеркнул он. – В качестве прокатной площадки голливудских картин выступает весь мир, отсюда их несомненное преимущество по размерам бюджетов, мировой известности актеров, общему уровню качества».

«Отчисления от сборов иностранных фильмов не смогут полностью устранить существующий дисбаланс, – продолжал Олег Иванов, – но позволят хотя бы частично снизить последствия неравной конкуренции. Российское кино сможет конкурировать с голливудским только в том случае, что когда оно усилиями наиболее талантливых режиссеров сможет обрести свое новое, легко распознаваемое зрителями, современное лицо».

А вот Даниил Дондурей отрицательно относится к идее использования отчислений от проката иностранных фильмов для финансирования национального кинопроизводства. Но он считает разумным их использование для финансирования продвижения российских лент к зрителю.

«В 1997 году кинотеатры освободили от НДС (налога на добавленную стоимость) для стимулирования строительства новых залов и проката национального кино, – сказал он. – Залы уже построены, более двух с половиной тысяч, а доля российского кино только падает. Государственные льготы фактические дотируют показы американского кино, а это глупо. Кинотеатры должны эти средства направить на продвижение российских фильмов, но они этого делать не могут, да и не хотят, потому что беспрецедентно алчны».

Другие интервью со звездами Голливуда читайте в рубрике «Звезды Голливуда»

XS
SM
MD
LG