Линки доступности

Лидеры России и Германии подписали ряд важных соглашений

  • Василий Львов

В четверг в Екатеринбурге был подписан ряд важных соглашений между Россией и Германией объемом в миллиарды долларов. В межправительственных консультациях участвуют президент России Дмитрий Медведев и канцлер ФРГ Ангела Меркель, а также российские и немецкие министры.

В Екатеринбурге также завершается форум «Петербургский диалог», уже в десятый раз собирающий представителей гражданского общества двух стран.

Русская служба «Голоса Америки» связалась с участником «Петербургского диалога» директором Института проблем глобализации Михаилом Делягиным, который сейчас находится в Екатеринбурге.

На вопрос о том, мешает ли экономико-политическим отношениям Москвы и Берлина критика немецкими политиками и, в частности, самой Ангелой Меркель в адрес ситуации с правами человека в России, Михаил Делягин ответил: «То, что кто-то кого-то критикует по вопросам, не относящимся к энергетике, имеет место, но на это обращают так же мало внимания, как в российско-американских, а ранее – советско-американских отношениях. Есть дело, мы его делаем вместе, труба «Северного потока», как известно, выползла на берег Германии из Балтийского моря».

«Да, есть вещи, на которые мы смотрим по-разному и не стесняемся об этом говорить, – продолжил Делягин, – но есть вещи, на которые мы смотрим одинаково. Вполне возможно, что те элементы российской политики, которые вызывают недовольство немецкой стороны, будут критиковаться даже сильнее, чем сейчас, но это не будет мешать взаимовыгодному сотрудничеству хотя бы потому, что канцлер Германии, кем бы он ни был, в условиях демократии будет заботиться в первую очередь о благе собственного народа».

В Екатеринбурге руководство России и Германии обсудит важные вопросы политической повестки дня, однако в центре внимания – экономика. Обсуждения коснутся не только существующих направлений экономического сотрудничества – таких, например, как упоминавшийся газопровод «Северный поток», – но и новых путей для взаимодействия.

Контракт между компанией «Сименс» и ОАО «Российские железные дороги» о производстве высокоскоростных поездов превысит 2 миллиарда евро. На этих переговорах будет присутствовать немецкий министр транспорта Петер Рамзауэр.

Также «Сименс» собирается договориться с «Ростехнологиями» и «РусГидро» об учреждении совместной компании по строительству ветряных турбин. Российское руководство не раз говорило о необходимости альтернативных источников энергии для страны.

Очевидно, «Сименс» – одна из наиболее активных немецких компаний на российском рынке, поскольку именно «Сименс» готов поддержать строительство иннограда Сколково. Меморандум между германской компанией и фондом «Сколоково» может быть подписан уже в ближайший четверг. Это стало бы одним из первых примеров крупномасштабного сотрудничества между Россией и страной-членом Евросоюза, причем первой его экономикой, в области инновационных технологий. Напомним, что такой курс был среди прочего провозглашен Россией и объединенной Европой в документе «Партнерство для модернизации».

«По причине своей индустриальной мощи Германия по-прежнему является естественным партнером по модернизации российской промышленности», – приводит ИТАР-ТАСС слова Клауса Мангольда, возглавляющего Восточный комитет немецкой экономики – организацию, которая поддерживает германские компании на территории России. Мангольд назвал участие Германии в сколковском проекте «важным сигналом».

Все эти новости, идущие из Екатеринбурга, сигнализируют, в свою очередь, ведущему научному сотруднику Института проблем международной безопасности РАН Алексею Фененко о том, что Россия «возвращается к традиционному характеру своей внешней экономической политики».

Эксперт напомнил о саммите Россия-ЕС в конце мая-начале июня этого года. Тогда, вспоминает Фененко, «был взят курс на разработку совместных крупных проектов со странами Евросоюза как с чем-то целым, с привлечением компаний Евросоюза, не какой-то конкретной страны». «Тот факт, – продолжил он, – что Россия подписывает базовое соглашение с Германией – а Россия в первую очередь железнодорожная держава, – делает Германию ее ведущим экономическим транспортным партнером».

Ту же тенденцию Фененко видит в том, что Россия продвигает проект Сколкова не вместе со всем Евросоюзом как единой организацией, но лишь с одним его членом, пусть и столь влиятельным.

По мнению Алексея Фененко, все это говорит о том, что «Россия возвращается к идее приоритетного взаимодействия с одной страной Евросоюза – Германией». «За минувший год России не удалось, несмотря на все поиски, найти альтернативного Германии экономического партнера», – считает Фененко. Таким партнером, сказал он, не стала ни Франция, которую Россия пыталась привлечь в свою аэрокосмическую промышленность, ни Соединенные Штаты, с которыми экономические отношения не такие тесные, как с Европой. И не только из-за поправки Джексона-Вэника и других нюансов, но хотя бы потому, что Россия и США расположены в разных полушариях, в связи с чем «экономический обмен затруднителен».

Не является, по словам Фененко, альтернативным партнером для России и Китай. «Это не та страна, которая может дать технологические ресурсы для какого-то развития, а не просто производства уже стандартизированных товаров», – сказал Фененко. Таким образом, остается одна Германия.

В связи с этим возникает вопрос: кто больше от кого зависит – Россия от Германии или Германия от России? Ответил на него Михаил Делягин: «Германия зависит от энергоносителей, а Россия зависит от денег. Германия имеет возможность в случае чрезвычайной ситуации очень сильно диверсифицировать свои поставки. Россия же не имеет альтернативы поставкам в Германию и Европу с точки зрения получения денег, необходимых для развития экономики».

Какие именно соглашения будут подписаны, станет ясно во время второго и последнего дня саммита в Екатеринбурге.

XS
SM
MD
LG