Линки доступности

Российский кинорынок: кто сказал «вау»?


У стенда компании Universal Pictures International Russia на кинорынке в Сочи

У стенда компании Universal Pictures International Russia на кинорынке в Сочи

Голливуд в России: факты, мнения, оценки

Заметной составной частью завершающегося сегодня, 11 июня, 22-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» стал международный кинорынок. Он проходит в той же фестивальной сочинской гостинице «Жемчужина» с 6 по 13 июня. В программе кинорынка, 85-го по счету, – показы фильмов, семинары, деловые завтраки, выездные мероприятия.

В рамках кинорынка прошла целая серия презентаций крупных прокатных компаний, показавших в концертном зале гостиницы «Жемчужина» рекламные ролики и «нарезки» из новых лент. Невооруженным глазом было заметно преобладание голливудских фильмов в пакетах предстоящих релизов, предложенных региональным дистрибьюторам и владельцам кинотеатров. Это, впрочем, никого не удивляет. Как и в большинстве стран мира, в России массовый зритель предпочитает смотреть американские фильмы самых разных жанров.

Некоторые голливудские мейджоры объединяют усилия, чтобы более эффективно внедряться на российский рынок. Так, два гиганта, Walt Disney и Sony Pictures, четыре года назад создали совместное предприятие «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» для проката кинофильмов своих студий на территории России и стран СНГ. Кроме того, эта компания занимается дистрибьюцией и маркетингом фильмов российского производства, созданных в сотрудничестве со студией Monumental Pictures.

Как сообщил «Голосу Америки» генеральный директор этой объединенной компании Антон Сиренко, большие надежды в предстоящем летнем сезоне она возлагает на анимационный проект студии Pixar «Тачки-2», выходящий в российский прокат 23 июня. Кроме этого, компания выпускает в ближайшие месяцы романтические комедии «Очень плохая училка» с Камерон Диаз, «Мой парень из зоопарка» с Кевином Джеймсом, «Секс по дружбе» с Джастином Тимберлейком, анимации «Медвежонок Винни и его друзья» и «Смурфики». Из российских проектов в конце года выпустят драму «Высоцкий» режиссера Петра Буслова по сценарию сына певца, Никиты Высоцкого.

Большой коммерческий успех в России четвертой серии «Пиратов Карибского моря», собравшей на сегодняшний день в России и СНГ более 50 млн долларов, дал возможность Антону Сиренко пошутить на презентации. Обращаясь к аудитории прокатчиков из регионов, он сказал: «Все вы должны быть довольны результатами (проката «Пиратов-4» – О.С.) – кто-то из вас купил новый Порш Кайен-турбо, кто-то отдал долги по кредиту».

«Мы делаем упор на большие качественные проекты, достаточно агрессивный маркетинг, – заявил Антон Сиренко в беседе с корреспондентом «Голоса Америки». – Наши фильмы должны вызывать реакцию «Вау!» – тогда мы довольны».

В то же время, некоторые мейджоры предпочитают работать по традиционной схеме – через российских партнеров, как и на заре становления российского кинорынка в 90-е годы. Так, студия Warner Brothers делегировала прокатные полномочия компании «Каро Премьер», владеющей самой большой сетью современных кинотеатров в России.

«У нас разная система продвижения для российского и иностранного кино, – сказала «Голосу Америки» директор по прокату компании «Каро Премьер» Елена Стрельцова. – С голливудскими картинами работать несравнимо проще – их качество лучше. Российские же картины надо раскачивать и раскручивать с большими усилиями, чтобы привлечь зрителя».

По словам Елены Стрельцовой, в среднем в год компания прокатывает до 15 американских фильмов. Иногда фильмы отвергаются как неперспективные для российского рынка. Так произошло с лентой Клинта Иствуда «Потустороннее». Бывает непросто, заметила она, раскручивать картины с супергероями, основанные на сюжетах из американских комиксов. Сказывается другой культурный фон: средний российский зритель не знает этих героев. «Мы попытаемся сломать этот стереотип фантастическим боевиком «Зеленый фонарь», который будет показан в 3D», – отметила Елена Стрельцова.

По результатам прошлого года самыми успешными релизами «Каро Премьер» стали первая часть нового «Гарри Поттера» и «Начало» Кристофера Нолана. Скорее всего, как считают эксперты, успешным будет и предстоящий в июле релиз новой части «Гарри Поттера», у которого в России много поклонников.

Компания Top Film Distribution решила проверить, «поведется» ли российский зритель на низкобюджетные фильмы ужасов. Для этой цели она скооперировалась с американскими организаторами кинофестиваля «После заката» (After Dark) и устраивает этим летом массированный показ хоррор-фильмов. Как сообщили на презентации, фестиваль выходит с массированной пиар-поддержкой на более ста площадках России. «Первозданный ужас, первородный грех, первобытные крики, первоклассные фильмы... Девять фильмов, восемь беспощадных недель», – гласит реклама.

«Наша компания существует четыре года, – рассказала «Голосу Америки» Ольга Скрипачева, коммерческий директор Top Film Distribution. – В год мы прокатываем порядка 25 фильмов, преимущественно американского производства. Продюсерский проект Джеймса Камерона «Санктум» выпустили сразу на тысячу экранов. При выборе продукта ориентируемся, в основном, на фильмы со звездами».

По мнению участников кинорынка, пиратство в России продолжает оставаться большой проблемой. «Они нам мешают, – сетует Елена Стрельцова. – Мы выпускаем новый фильм и через три дня обнаруживаем, что он уже выложен в Интернет. Мы наказываем кинотеатр, если узнаем, что пиратирование осуществлено с показываемой у них копии. У нас есть механизмы отслеживания такой утечки».

Что касается дебатируемых в коридорах власти, в частности, в Госдуме, предложений о квотировании иностранного сегмента проката и повышенном налогообложении дистрибьюторов иностранных фильмов в России, то реакция на них у большинства участников кинорынка отрицательная.

«Такие предложения контрпродуктивны, – суммировал общую позицию Антон Сиренко. – Авторы этих идей упускают из вида, что мы оставляем львиную долю доходов в России. Кинотеатры забирают примерно половину от суммы сборов. Необходимы законы о честной конкуренции. В России великая кинематография с замечательными традициями. Не нужно создавать у нее комплекс ущербности и оказывать ей этими мерами медвежью услугу».

По данным журнала «Кинобизнес сегодня», в пятерке кассовых лидеров кинопроката России и стран СНГ на 5 июня четыре американских фильма – «Пираты Карибского моря-4», «Форсаж-5», «Рио», «Кунг фу панда-2» и один российский – «Елки». Лидеры года собирают в среднем примерно по 25 млн долларов. В прошлом году «Аватар» собрал в России и СНГ более 117 млн долларов.

О культурных событиях в США и России читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG