Линки доступности

Медведев внес в Думу законопроект о выборах депутатов


Дмитрий Медведев

Дмитрий Медведев

Эксперты считают президентские инициативы абсурдом, а политическую систему называют инертной

Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона о выборах депутатов Госдумы. Документ появился в базе данных законопроектов на сайте парламента в четверг 16 февраля.

По сообщению пресс-службы Кремля, законопроект предусматривает сохранение действующей в настоящее время пропорциональной избирательной системы, на основе которой проводятся выборы депутатов.

«В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов РФ в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, которую распространила пресс-служба Дмитрия Медведева.

Законопроект предусматривает разделение территории России на 225 территориальных единиц. Каждая зарегистрированная политическая партия сможет выдвинуть не более четырех кандидатов в каждом округе и не менее ста кандидатов в федеральном списке. Общефедеральной части у этого списка не будет – избиратели каждого региона увидят в бюллетене кандидатов своей региональной группы. Для регионов с малым населением предусмотрен компенсационный механизм распределения мандатов, чтобы от каждого субъекта России был хотя бы один представитель в нижней палате парламента. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей.

«Кроме того, упрощается и порядок подачи документов в Центральную избирательную комиссию при выдвижении списков», – говорится в документе.

Еще одним нововведением станет то, что сведения о кандидатах в депутаты можно будет отправить через сайт ЦИК. Работу по созданию системы планируется завершить к 1 января 2015 года, то есть к следующему электоральному периоду.

Сведения о доходах и имуществе кандидатов предлагается размещать не на сайте ЦИК, а на информационных ресурсах политических партий. Таким образом, партии сами будут отвечать за достоверность указанных сведений.

Немаловажным аспектом законопроекта его разработчики считают тот факт, что в документе закреплено право наблюдателей «на фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в сети Интернет хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории России».

Законопроект предусматривает увеличить до десяти число федеральных списков кандидатов от политических партий на выборах депутатов.

«В этом случае в избирательном бюллетене также помещаются только наименования политических партий и их эмблемы, а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования», – предлагает президент России.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, говорится в законопроекте.

«Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей», – отмечается в документе.

Законопроект о выборах депутатов Госдумы стал четвертым документом, который внес Дмитрий Медведев в рамках политической реформы. Ранее он отправил на рассмотрение депутатов законопроекты о выборах губернаторов, об упрощении регистрации политический партий, а также о сокращении числа подписей для участия в выборах президента.

Накануне Дмитрий Медведев провел встречу с руководителями семи зарегистрированных властями политических партий. На встрече с партийными лидерами, посвященной политической реформе, президент пообещал внести законопроект о порядке избрания Государственной Думы. Он заявил, что законопроекты, которые уже были им внесены, направлены на развитие институтов демократии в России.

«Считаю, что в нашей стране молодая, растущая, проблемная демократия, но тем не менее демократия со всеми ее атрибутами, которая, безусловно, нуждается в совершенствовании. Именно поэтому мною было принято решение о внесении соответствующей группы законопроектов, направленных на реформирование политической системы», – сказал Медведев.

На следующей неделе Медведев планирует встретиться с теми, кто хочет «создать политическую партию». Президент не уточнил, о каких именно незарегистрированных политических партиях идет речь. Однако добавил, что руководители этих организацией «еще не создали» партии, но «после принятия соответствующего законопроекта получат такую возможность».

Законопроект из противоречий

Руководитель аналитического отдела Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей “ГОЛОС”» Александр Кынев считает, что авторы законопроекта пытались написать что-то формально соответствующее закону.

«Полного текста законопроекта пока нет. Объяснительная записка к законопроекту, опубликованная пресс-службой Кремля, оставляет очень странное впечатление. Похоже, что авторы пытались что-нибудь написать, чтобы оно формально соответствовало тексту закона и чтобы минимально влияло на тот распорядок, который есть сейчас. Налицо попытка косметического ремонта. Причем любой ценой, не особо отдавая себе отчет в том, что некоторые статьи закона могут выглядеть абсурдно. Нормы, изложенные в пояснительной записке, можно назвать внутренне противоречивыми», – заявил Александр Кынев Русской службе «Голоса Америки».

Эксперт заметил, что в основе законопроекта лежит существующий принцип полностью пропорциональной системы выборов.

«Но увеличено количество групп, на которые делится список внутри самого себя. Избиратель, как и прежде, голосует за партию, но не за конкретных избирателей из списка. То есть мандаты делятся изначально между партиями, а затем внутри списка между группами», – заметил политолог.

Кынев не понимает, зачем нужно декларировать персонализацию выборов к территории и одновременно с этим обезличивать бюллетени.

«Закон предлагает делать списки безголовыми – у партий не будет лидера списка, ведь список разбит на группы. Закон допускает ситуацию, когда на бюллетене вообще не будет указываться кандидат. Возникает вопрос: в чем смысл делить список на большое количество групп при том, что кандидаты в бюллетене не будут указываться, а самих списков будет больше десяти? В чем смысл делать списки безголовыми, если в бюллетене будет только название партии? На мой взгляд, это стремление декларировать персонализацию выборов к территории и одновременно с этим обезличивание бюллетеня. Но это мелочи на фоне всего остального», – отметил эксперт.

Вопросы у Кынева вызывает и то, как будет реализовываться норма о представлении каждой группы одним депутатом.

«Да, в России есть небольшие регионы, у которых количество избирателей не позволяет даже внутри партийного списка получить один мандат. А мандат внутри списка делится по абсолютному количеству голосов – это примерно 140 тысяч голосов избирателей. Получится ситуация, что проходные места – это примерно 70 тысяч голосов. У нас есть регионы с меньшим количеством жителей, где проходное количество может получить только одна партия. Закон говорит о том, что такие регионы получают своего представителя от той партии, которая заняла первое место», – добавил эксперт.

Политолог задается вопросом, как реализовать норму о том, что у территории должен быть хотя бы один депутат от той партии, которая заняла на территории первое место в условиях, когда внутри списка этой партии может и не быть кандидата.

«Другая статья закона говорит о том, что партия не обязана выдвигать группу по всем 225 максимально возможным территориям. Партии могут выдвинуть меньше, и часть территории страны внутри списка будет не охвачена. На этих территориях люди будут получать бюллетень, голосовать за партию, но внутри списка у партии кандидата может и не быть. Получается абсурд», – сказал Кынев.

«Внутри законопроекта масса внутренних противоречий, которые на практике будут реализованы с точки зрения избирателя абсурдно. То есть люди будут голосовать за одних, побеждать будут другие, а мандаты с территорий будут отдавать совсем другим людям», – подытожил Александр Кынев.

Новый «старый» законопроект

Директор Межрегиональной электоральной сети поддержки, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов считает, что новый законопроект существенно не отличается от того, что имеется в настоящее время.

«Вся разница состоит в том, что теперь в партийных списках не будет федеральной части, а эти списки будут делиться не на 80 территориальных групп, а на 225. Прежняя избирательная система тоже давала возможность предоставить места представителям всех субъектов России. В 2007 году по поводу этого была дискуссия, но все регионы через "Единую Россию" получили представительство. Это не составляло проблем. Сейчас такая система сохранится», – сказал Григорий Голосов Русской службе «Голоса Америки».

Голосов считает отсутствие общефедеральных списков не слишком важным аспектом.

«Тем не менее, общефедеральных списков не будет в соответствии с пожеланиями “Единой России”. В том смысле, что если есть общефедеральная часть списка, то должен быть национальный лидер для той же “Единой России”», – говорит эксперт.

«Практика показала, – продолжает Григорий Голосов, – что Дмитрий Медведев, возглавлявший партийный список партии власти, не очень справился со своими обязанностями. Путин, как мне кажется, просто больше не хочет возглавлять список “ЕР”. Все обстоятельства нынешней кампании показывают, что он переориентируется на широкую кросс-партийную поддержку. То есть на выборах президента его будут поддерживать не только партия власти, но и еще десяток партий. Поэтому федеральную часть легко и без сожаления отменили. Убрав так называемого общенационального лидера, власть усиливает этот принцип на территориальном уровне. Будет 225 территориальных групп и в каждой из них будет свой маленький лидер – губернатор, глава региона, директор системообразующего предприятия, которые могут агитировать за ту же “Единую Россию”. То же самое предлагается сделать и другим партиям, но понятно, что у других партий возможности для мобилизации влиятельных людей в свои партийные списки более скромные», – сказал эксперт.

По мнению Голосова, современную политическую систему России, которая была создана в начале 2000-х годов, невозможно реформировать.

«Самое странное во всей этой истории то, что власть действительно хотела провести реформу избирательной системы. Первое предложение по поводу биноминальной системы было достаточно радикальным. После от этого отказались и стали обсуждать, не стоит ли вернуться к смешанной системе. В конце концов, удивительный факт состоит в том, что они решили ничего не менять. В итоге получилась такая ситуация, что политическая система России, созданная в начале 2000-х годов, оказалась инертной и неподдающейся реформированию», – подытожил эксперт.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG