Линки доступности

Россия: особенности национальной благотворительности


Московские волонтеры организуют раздачу помощи для бездомных.

Московские волонтеры организуют раздачу помощи для бездомных.

В Москве в Международный день борьбы за ликвидацию нищеты провели акции благотворительные фонды и бизнес-компании

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 октября Международным днем борьбы за ликвидацию нищеты. Тогда на Саммите тысячелетия мировые лидеры пообещали сократить бедность вдвое к 2015 году, уменьшить долю населения, живущего в условиях крайней нищеты – тех, чей доход составляет менее одного доллара в день.

В послании Организации Объединенных Наций говорится: «Международный день борьбы за ликвидацию нищеты дает возможность признать усилия и борьбу людей, проживающих в условиях нищеты, дает им шанс заявить о своих проблемах, а также возможность признать то, что бедные группы населения являются теми, кого нищета касается с первую очередь. Проведение Международного дня также отражает стремление неимущего населения внести в дело борьбы с нищетой свой личный опыт».

Тема этого дня в 2011 году: «От нищеты к устойчивому развитию: человек – в центре всеохватного развития». Отметила эту дату и Россия. Российское «Движение против бедности», в которое входит более 20 неправительственных общественных организаций, провело в стране несколько акций по стране.

Сколько бездомных в Москве?

По данным последней Всероссийской переписи населения, в Москве насчитывается 6067 бездомных. Сотрудники благотворительных организаций утверждают, что эту цифру нужно умножать минимум на два: настоящее количество бездомных и живущих за чертой бедности подсчитать невозможно.

По данным Росстата, зарплаты в Москве также вдвое превышают зарплаты в остальных регионах страны. Но именно здесь две трети беспризорных и ночующих на вокзале – это приехавшие в Москву на заработки. В столице – самые поразительные масштабы социального расслоения и экономического неравенства.

Многие такие люди оказываются исключенными из социальной жизни. Большинство не владеют или перестают владеть элементарными ориентирами или социальными кодами, необходимыми для жизни в обществе. Часто речь идет о простом отсутствии каких-либо документов, но бывает, что «утрачены ключи от тела, времени, пространства, различий, все то, что помогает человеку стоять на ногах», пишет в книге «Отверженные» Ксавье Эммануэлли, один из основателей организаций «Врачи без границ» и SAMU Social.

Понять психологию беспризорника

Фонд SAMU Social пришел в Москву в 2004 году. «Экстренная помощь детям улиц» из Парижа сегодня действует в десятках мегаполисов мира. Доктор Эммануэлли разработал методологию помощи, учитывая совершенно особую психологию бездомных, а именно тот факт, что почти никто из них не обращается за помощью по собственной воле. Теперь к ним ездят мобильные бригады в составе врача, психолога и водителя. Эти бригады должны помочь тем, кто по-настоящему «выживает» в большом городе.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» встретилась с президентом фонда «SAMU Social Москва» Ирэн Зайончек, дипломатом из Франции, которая уже много лет работает в России. Ирэн – офицер Почетного легиона Франции. В России она получила в награду за свою деятельность орден Дружбы. Ирэн рассказала о благотворительности в России и о том, почему российским бездомным помогают иностранные компании.

«Мы работаем в России уже 7 лет. Когда мы начинали, проблема бездомных была очевидной как никогда. Тогда мы работали в основном с детьми. Надо сказать, что сейчас дети почти исчезли с улиц. Предыдущее поколение выросло, а на детские дома теперь направлено особое внимание. Сейчас мы работаем с молодыми людьми 18-25 лет, много с молодыми беременными девушками, с бедными молодыми семьями, – говорит Ирэн. – Интересно, что за последние годы изменилась география нашей работы. Раньше мы постоянно ездили в центре, на большие вокзалы. Теперь все больше выезжаем на окраины, к торговым центрам, рынкам».

«С помощью компаний-партнеров нам удается собрать одежду, средства гигиены, памперсы. Но, честно говоря, то, чего не хватает – это именно финансовая помощь», – признается Зайончек.

Любят ли в России юродивых?

Международная организация Charities Aid Foundation (Фонд поддержки благотворительности) вместе с Институтом Гэллапа провела исследование о состоянии благотворительности в разных странах мира.

Одна треть населения Земли регулярно жертвует деньги на благотворительность, еще 20% людей работают волонтерами.

Страны, где благотворительность развита более всего – это Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия, Швейцария и США. Две трети населения в этих странах постоянно тратят деньги на благотворительность. В России этот показатель составляет 6%.

Прозрачная часть российской благотворительности за 2010 год оценивается приблизительно в 3 млрд долларов. При этом, судя по статистике, этот показатель падает с 2007 года. В Соединенных Штатах сумма благотворительных пожертвований достигает 303 млрд долларов.

«В России 99% компаний жертвуют на церкви, – рассказывает бизнесмен Борис Агаронов – давний меценат фонда «SAMU Social Москва». – Я начала помогать сам и постепенно привлек свою корпорацию. Все сотрудники были единогласно “за”. Сначала помогали немного совсем: например, мебель делали».

Интересно, что в России развита именно корпоративная благотворительность. На нее приходится 2,5 млрд из трех. На Западе при этом все ровным счетом наоборот: 90% помощи – это помощь частная. Тем не менее, все компании и корпорации имеют прописанную в уставе социальную политику.

Несмотря на традицию «пригревать юродивых», именно отсутствие привычки к благотворительности называют основной причиной неразвитости системы в России.

«В России есть фонды, но нет какой-то общей направленности. Мне кажется, что на Западе вопрос благотворительности уже вошел в основы этики. А здесь это только развивается. Но идет огромная позитивная тенденция. В таких иностранных компаниях работают русские сотрудники. Эта “необходимость” благотворительности прививается», – говорит Ирэн Зайончек.

Кадры, налоги и «благотворительный рэкет»

В планах «SAMU Social Москва» – реализация нового крупного проекта: подготовки кадров в России и «благотворительное образование». Это означает – просвещать и объяснять, как и где можно приходить на помощь. Ведь благотворительность – это в первую очередь культура. И она должна развиваться не только на уровне менталитета, но и на государственном уровне, подчеркивает Зайончек.

А именно в законодательстве таятся очередные сложности, с которыми сталкиваются российские компании, желающие начать помогать корпоративными деньгами.

В России для тех, кто жертвует средства на благотворительные цели, существуют налоговые льготы. Но, как показывает даже поверхностное исследование, применяется она крайне редко. Причина этого – существенная разница между благотворительностью и спонсорством.

Безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), а также безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не облагаются НДС. Такая льгота предусмотрена подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Но далеко не всякая безвозмездная передача имущества рассматривается как благотворительность. Чтобы помощь была признана благотворительной, она должна осуществляться в целях, предусмотренных статьей 2 закона №135-ФЗ.

Борис Агаронов честно признается, что легче заплатить налог, чем доказывать, что помощь была оказана с благотворительными целями.

«Вообще благотворительность – это союз государства и частного сектора, – объясняет Ирэн Зайончек. – Во Франции, если компания становится меценатом, у нее появляется целый ряд преимуществ. В России именно с этой точки зрения государства очень сложно. А теперь с мировым экономическим кризисом перспективы немного туманны».

Как отмечают эксперты, к официальным проблемам меценатства в России также относится ставший нарицательным «государственный рэкет» – требование спонсировать общественную деятельность или нужды. Размер помощи будет зависеть от размера предприятия. В компаниях это называют «социальными инвестициями». Если инвестировать компания не хочет, у нее неожиданно могут отнять лицензию или напустить проверки.

Такая «благотворительность», считают специалисты, зачастую дискредитирует саму идею помощи.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG