Линки доступности

Михаил Членов: новый западный антисемитизм до России пока не дошел


Михаил Членов: новый западный антисемитизм до России пока не дошел

Михаил Членов: новый западный антисемитизм до России пока не дошел

Руководитель Евроазиатского еврейского конгресса – по поводу нападения на синагогу в Отрадном

«Среди ночи, когда некому было оказать им противодействие, трусливые подонки в масках забросали синагогу бутылками с зажигательной смесью. Слава Богу, пожара не произошло», – говорится в заявлении Президиума Евроазиатского еврейского конгресса. Заявление сделано по следам нападения на московскую (расположенную в Отрадном) синагогу «Даркей Шалом» в ночь на 12 июля.

«Нашу серьезную озабоченность, – указывается в документе, – вызывает тот факт, что следственные органы в очередной раз пытаются квалифицировать подобные явные проявления антисемитизма как обычные хулиганские выходки».

Между тем, указывается в сообщении, размещенном на сайте IzRus, «по мнению ряда еврейских деятелей российской столицы, это нападение стало местью неонацистов за решение московского суда, который 11 июля вынес вердикт по делу 12 скинхедов, обвиненных в 27 убийствах и теракте. Пятерых членов московского "Национал-социалистического общества" приговорили к пожизненным срокам заключения. Еще семеро осужденных получили от 10 до 23 лет. Одно из преступлений, за которое осуждены неонацисты, было нападение на синагогу «Даркей Шалом», произошедшее чуть более года назад».

Расследование инцидента только началось. Иное дело – его политический контекст.Охарактеризовать его корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил генерального секретаря Евроазиатского еврейского конгресса Михаила Членова.

Алексей Пименов: Михаил Анатольевич, как бы вы прокомментировали случившееся?

Михаил Членов: Инцидент произошел сегодня ночью: неустановленные пока лица кинули несколько бутылок с зажигательной смесью в здание московской синагоги «Даркей Шалом», во главе которой стоит раввин Давид Карпов. Там были охранники, которые затушили начавшийся пожар. Собственно говоря, сам по себе инцидент этим исчерпан. Полиция уже проводит дознание. А комментарий, который я могу дать, следующий: за последнее время мы отмечали, в принципе, снижение уровня антисемитизма. Об этом мы писали в отчетах – в частности, мы отметили это в нашем годовом отчете от имени еврейской общины. Всего за прошлый год было отмечено сорок семь антисемитских инцидентов: это меньше, чем в предыдущие годы. Но из этого вовсе не следует, что антисемитизм сам по себе растворился в воздусях. Эта мерзость, конечно, продолжает присутствовать в России и представляет немалую общественную опасность. На прошлой неделе я был в рабочей поездке в Карелии, посетил Карельскую еврейскую общину и региональный еврейский культурный центр в Петрозаводске. В день моего приезда вандалы повалили менору – памятник, поставленный в честь жертв Холокоста и сталинских репрессий на мемориальном еврейском кладбище в Петрозаводске. Это не сопровождалось надписями или изображениями свастики – так же, как я понимаю, и в случае с синагогой «Даркей Шалом». Но постоянно нам напоминают, что антисемитизм жив и по-прежнему представляет язву российского общества, с которой надо, безусловно, бороться.

А.П.: В этой связи – старый вопрос. Вы говорите: вандалы, хулиганы… А кто в политических кругах сегодня поддерживает антисемитизм – прямо или косвенно?

М.Ч.: Поддерживают антисемитизм – или даже являются его носителями – так сказать, маргинальные группы. Сегодня антисемитизм действительно оказался вытеснен на обочину политической жизни: открытого антисемитизма, как это было, скажем, в начале прошлого десятилетия или даже в середине – антисемитизма в стиле Макашова, Савельева и так далее – в Думе, в официальных офисах сегодня нет. Сегодня ни одна респектабельная политическая сила не проповедует открытого антисемитизма. Тем не менее: кто является носителем? Это – разного рода общественные силы, группировки, объединения, которые могут быть более или менее объединены термином «правые радикалы». И это – явление старого типа. Тот неоантисемитизм, который мы сейчас наблюдаем в странах Европы и в США, – он до России не дошел. У нас носителями антисемитизма по-прежнему являются почвенники, националисты, православные фундаменталисты, скинхеды, неонацисты и в гораздо меньшей степени – исламские радикальные обскурантисты. Повторяю, это круг людей более или менее знакомый, и влияние его действительно ослабло за последние два-три года.

А.П.: Чем это, на ваш взгляд, объясняется?

М.Ч.: По всей вероятности, социальная база для этого нового, существующего на Западе антисемитизма у нас пока не вызрела. Мы имеем дело со старым и в целом ослабленным антисемитизмом. Должен сказать, что за последние несколько лет в российском обществе растет и симпатия к Израилю. Казалось бы, это в высшей степени любопытно и даже парадоксально, но, как мы видим, за двадцать лет очень многое меняется. И скажем, тот факт, что в Израиле побывало за прошлый год 550 тысяч россиян, – он делает свое дело: эти люди по большей части несут положительную информацию. Недавно я участвовал в заседании президиума Всемирного еврейского конгресса в Иерусалиме. Обсуждалась проблема антисемитизма в мире, и мой коллега из Франции сказал: «У нас в Европе общественное мнение настроено очень против Израиля, а политическая элита – та настроена скорее позитивно. А я, отвечая ему, сказал: «А у нас – как раз наоборот: общественное мнение все больше и больше настроено в пользу Израиля, а вот политическая элита, воспитанная на старых традициях, – скорее, нет».

А.П.: Это притом, что, по вашим словам, ни одна респектабельная партия или движение не проповедует прямого антисемитизма?

М.Ч.: Видите ли, представители политической элиты, которые, допустим, встречаются с лидерами ХАМАС, не обязательно при этом должны быть антисемитами. Это – разные вещи. Существует уходящий в прошлое стереотип стратегического союза и дружбы Израиля и Америки. Политическая линия России на Ближнем Востоке, безусловно, претерпела огромные изменения по сравнению с советскими временами, но в целом, она остается… я бы сказал, в основном антиамериканской. И дружба России с Израилем – она тоже существует и в определенные моменты даже подчеркивается. Но происходит это на фоне, если угодно, старой университетской и мидовской советской арабистики.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

  • 16x9 Image

    Алексей Пименов

    Журналист и историк.  Защитил диссертацию в московском Институте востоковедения РАН (1989) и в Джорджтаунском университете (2015).  На «Голосе Америки» – с 2007 года.  Сферы журналистских интересов – международная политика, этнические проблемы, литература и искусство

XS
SM
MD
LG