Линки доступности

Центральная Азия может стать транспортным узлом нового Шелкового пути


Роберт Блейк

Роберт Блейк

Заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк дал интервью узбекской службе «Голоса Америки», в котором ответил на вопросы о парламентских выборах в Кыргызстане, о вкладе, который внесли США в подготовку этих выборов, о том, могут ли измениться отношения США и Кыргызстана, если в кыргызстанском парламенте будет сформирована пророссийская коалиция. Роберт Блейк также высказался по ряду других вопросов, касающихся отношений США с другими странами Центральной Азии, свободы прессы в Узбекистане и председательства Казахстана в ОБСЕ.

Навбахор Имамова: Как известно, Барак Обама недавно заявил, что США сыграли активную роль в подготовке и проведении выборов в Кыргызстане, которые, по его словам, стали значительным достижением демократии. Что именно сделали США?

Роберт Блейк: Мы организовали в Кыргызстане девять телевизионных дебатов между кандидатами. США также спонсировали национальную информационную кампанию в Кыргызстане, целью которой было привлечение молодежи к участию в выборах. Мы также предоставили экспертную поддержку Центризбиркому Кыргызстана по нескольким тактическим вопросам, касающимся списков избирателей и открепительных талонов. Мы обеспечивали юридическую подготовку судей и адвокатов на случай, если после выборов организации или отдельные граждане будут подавать жалобы и апелляции. Так что я надеюсь, что мы смогли внести свой небольшой вклад в подготовку этих выборов, которые президент США оценил позитивно.

Н.И.: В южных районах Кыргызстана, особенно в Оше и Джалалабаде, у людей сложные чувства по поводу парламентских выборов. Многие говорят, что они не голосовали. Многие узбеки потеряли свои документы во время июньских столкновений. Есть также сообщения о том, что некоторых узбеков принуждали голосовать за националистические партии, такие, как «Ата-Журт», что их запугивали, что если они не будут голосовать – их дома сожгут, члены их семей подвергнутся нападению. Мы знаем, что у вас были наблюдатели на месте. Вы можете подтвердить эту информацию?

Р.Б.: Я должен сказать, что не слышал таких сообщений. Мы, напротив, слышали, что во всех частях страны явка была высокой и что не было никакого насилия. Явка по стране была около 56%, это вполне надежная цифра. Мне кажется, что у БДИПЧ тоже было много наблюдателей по стране, и они не сообщили ни о каких особенных нарушениях. Они говорили о проблемах со списками избирателей, которые не были в достаточной мере обновлены. Но я не слышал никаких сообщений о том, что людей заставляли голосовать или не давали им голосовать.

Н.И.: В Кыргызстане много проблем: нестабильность, этническая напряженность, коррумпированность, наличие криминальных элементов внутри партий и политических элит, плохое состояние экономики. Есть ли у администрации Барака Обамы стратегия помощи Кыргызстану в этих вопросах?

Р.Б.: Мне кажется, что демократия в Кыргызстане поможет разрешать многие из этих проблем. В стране есть лидер, это президент Отунбаева. Центризбирком сейчас должен будет определить, какие партии будут входить в парламент. Этот вопрос пока не закрыт – попадут ли 5 партий, или 6. Но когда это будет решено, выборы будут признаны состоявшимися, и тогда у партий будет 15 дней для того, чтобы выбрать новое правительство. Будет назначен новый премьер-министр. И это будет очень важный шаг для развития демократии в Кыргызстане и в остальной Центральной Азии. Так что я считаю, что выборы послужат положительным примером для других стран.

Н.И.: Партия «Ата-Журт» заявляет, что будет предлагать закрыть базу «Манас». Лидер партии Камчибек Ташиев сказал, что новый парламент определенно должен рассмотреть это предложение. Какова ваша реакция?

Р.Б.: Я слышал несколько другие сообщения о том, что он сказал. Ташиев сказал, что он сначала хочет проконсультироваться на этот счет с другими партиями. И только после этих консультаций будет принято решения о «Манасе» и по другим вопросам, таким, например, как группа полицейских, которых ОБСЕ предлагает отправить в Кыргызстан. Мне кажется, Ташиев сделал более сдержанное заявление, чем то, которое вы мне сейчас процитировали.

Н.И.: Мы знаем, что недавние проблемы в Пакистане делают «Манас» и другие транзитные центры в Центральной Азии особенно важными…

Р.Б.: Я хочу отметить, что через «Манас» в основном осуществляется транспортировка военнослужащих в Афганистан. Сложности в Пакистане не отражаются на транспортировке военных сил в Афганистан. Отвечая более широко на ваш вопрос: мы всегда готовы обсуждать с новым правительством и «Манас», и другие приоритеты нашего сотрудничества. И когда новое правительство будет сформировано, если оно захочет обсуждать эти вопросы, мы будем это только приветствовать. Потому что мы видим транзитный центр «Манас» как часть более широкого круга общих интересов, которые заключаются в стремлении к стабилизации Афганистана, чтобы боевики в Афганистане и в Пакистане не угрожали своим соседям, таким, как Кыргызстан, а также не угрожали США.

Н.И.: Как могут измениться отношения Кыргызстана и США, если в кыргызстанском парламенте будет сформирована пророссийская коалиция?

Р.Б.: Пророссийская партия или коалиция – совсем не обязательно антиамериканская. За последний год одно из важных проявлений политического прогресса в Центральной Азии для США – это более близкое сотрудничество с Россией, особенно по вопросам, связанным с Кыргызстаном. И мне кажется, что у нас и у России много общих целей, особенно в том, что касается Афганистана. Мы приветствуем это сотрудничество и надеемся, что сможем его расширить.

Н.И.: Вы и другие американские официальные лица не раз говорили, что Кыргызстан может служить примером демократии в Центральной Азии. Значит ли это, что другие страны региона не обязательно стремятся к демократии?

Р.Б.: Мы поддерживаем укрепление демократии в других странах Центральной Азии. Это является важной частью наших отношений со всеми этими странами. Поддерживаем укрепление прав человека и свободы религии. Это наш приоритет. Но мы делаем это в уважительной форме, потому что, по нашему мнению, это в интересах этих стран. Эти страны будут это делать не для того, чтобы угодить США. Это необходимо для укрепления стабильности, при поддержке народов этих стран.

Н.И.: В Узбекистане идет суд над журналистом, которому предъявлены уголовные обвинения из-за его работы на «Голосе Америки». Власти обвиняют его в том, что он подрывал общественную безопасность. И есть многие другие судебные дела, где людей, не согласных с правительством, запугивают или заключают в тюрьму. Какова позиция США по этим вопросам?

Р.Б.: Вы, вероятно, имеете ввиду дело журналиста Абдумалика Бобоева. Мы внимательно следим за этим делом. Мы обеспокоены его арестом и процессом над ним. Мы внимательно следим за судом, который проходит сейчас. Он был независимым журналистом, работал на «Голос Америки» последние 5 лет. Мы считаем, что он делал очень хорошую работу, и что она не должна вызывать беспокойства у правительства Узбекистана. И мы будет продолжать за этим внимательно следить, так как считаем, что это дело поднимает вопрос о свободе прессы. Нам кажется, что свободная пресса – в интересах правительства Узбекистана, так как она может способствовать достижению некоторых его целей, например, привлечению большего количества иностранных инвестиций. Когда инвесторы увидят, что в Узбекистане есть свободная пресса и Интернет, они убедятся, что там созданы условия для здоровой конкуренции и что они могут заниматься там бизнесом.

Н.И.: Повлияет ли план администрации США вывести войска из Афганистана в 2011 году на политику США в центральной Азии?

Р.Б.: Я не хочу давать вашим читателям неправильную информацию. По этому вопросу президент Обама сказал, что США начнут выводить войска из Афганистана летом 2011 года. Но он и генерал Петреус четко заявляли, что сроки и масштаб этого вывода будут зависеть от ситуации на месте. От прогресса, которого мы и другие члены Коалиции достигнут в подготовке афганских национальных сил безопасности, чтобы они смогли начать контролировать многие аспекты безопасности. Это также зависит от других факторов, в частности – от мощи Талибана в то время. Так что мы не намерены осуществлять никакого скоропалительного вывода войск, который мог бы подорвать наши общие цели – победить и уничтожить «Аль-Каиду» в Афганистане, а также в пограничных районах Пакистана.

Н.И.: Какие еще есть у администрации США приоритеты в регионе, помимо сотрудничества по Афганистану?

Р.Б.: У нас большие совместные планы со всеми нашими друзьями в Центральной Азии. Одна из главных наших задач – поддерживать идею того, что Центральная Азия может стать транспортным узлом нового Шелкового Пути, который связал бы рынки России и источники энергии Центральной Азии. А также крупные рынки в Индии, Бангладеш и Пакистане. Центральной Азии возникновение такого нового Шелкового пути было бы очень выгодно. Конечно, самая большая сложность – улучшить безопасность и в Пакистане, и в Афганистане, так, чтобы товары и энергоносители могли переправляться через эти страны. Но мы надеемся, что это произойдет. Между тем, мы способствуем увеличению инвестиций и расширению торговли в регионе, продвижению демократии и прав человека. Мы также готовимся к саммиту ОБСЕ, который состоится в начале декабря. Принимающей страной станет Казахстан, который сейчас председательствует в ОБСЕ.

Н.И.: Как вы оцениваете президентство Казахстана в ОБСЕ?

Р.Б.: Казахстан играет очень конструктивную роль, и мы очень тесно с ним работаем. И этот саммит станет возможностью переориентировать ОБСЕ и разработать новую программу развития организации.

Н.И.: Будет ли работа саммита, в частности, направлена на развитие гражданского общества в регионе?

Р.Б.: Да, это станет важным аспектом работы саммита. Там будет присутствовать много представителей НПО, они смогут наблюдать и участвовать в саммите, и они проведут собственную конференцию незадолго до того, как встретятся главы государств.

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Штатный корреспондент "Голоса Америки" с 2009 года.  Работала в Вашингтоне, сейчас базируется в бюро "Голоса Америки" в Нью-Йорке. Телевизионный журналист, свободно ориентируется во многих аспектах американского общества, включая внешнюю и внутреннюю политику, социальные темы и американскую культуру

XS
SM
MD
LG