Линки доступности

Роджер Баллен: соединяя вымысел и реальность

  • Кристина Крутилина

Роджер Баллен: соединяя вымысел и реальность

Роджер Баллен: соединяя вымысел и реальность

Галерея Photographer.ru в центре современного искусства «Винзавод» представляет московскому зрителю выставку американского фотографа Роджера Баллена «Документальный вымысел», посвященную выходу его последнего альбома «Меблированные комнаты».

Фотография была предначертана Баллену самой судьбой: его мать работала в агентстве Magnum – первом в мире фотоагентстве, объединившем лучших фотографов-документалистов, – и с самого детства он знал, что такое качественный кадр. Однако Баллен все же закончил психологический факультет Калифорнийского университета, а после получил геологическое образование.

Но призвание нашло его: геология не только не помешала, но послужила отправной точкой для его творчества. Фотографии для первых альбомов Баллена The Dorps («Деревни», 1986 г.) и Platteland («Сельская местность», 1994 г.) сняты как раз во время его геологических экспедиций по разработке полезных ископаемых в Южной Африке. Эти снимки полностью документальны: в основном они представляют собой портреты африканских жителей, живущих в жутких условиях далеко за чертой бедности.

Покончив с путешествиями, Баллен переселяется в Йоханнесбург и с 1995 работает только в этом городе, никуда не выезжая. Его снимки становятся не просто постановочными, а театрально выстроенными, что отнюдь не избавляет их зрителей от ощущения того, что мир находится на грани катастрофы. На сегодняшний день 60-летний Баллен имеет всемирное признание: на его счету множество наград, а его работы находятся в постоянных экспозициях Музея Виктории и Альберта (Лондон), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Нью-Йорк) и в других частных и публичных коллекциях.

Мало кому из современных фотографов удается быть узнаваемым, изобрести собственный художественный язык, оригинальную эстетику, свою атмосферу. Баллен – исключение. Новая выставка – это традиционно квадратный формат снимков и черно-белое исполнение.

Экспозиция посвящена исследованию «дна» жизни: в качестве декораций – интерьер пригородной ночлежки рядом с Йоханнесбургом: обшарпанные стены, рваные, заляпанные пятнами матрасы, покосившиеся двери, жутковатые детские рисунки и, конечно, торчащие отовсюду, переплетающиеся, вездесущие провода.

Модели – куклы, часто разодранные и всегда грязные, грустная игрушечная обезьянка, готовая к укусу змея, ящерица с отрезанным хвостом, армия сплетенных из проволоки человечков, оторванная птичья голова. Хотя лиц на снимках нет совсем, есть постоянное ощущение присутствия человека: то тут, то там – сквозь дыру в занавеске или из-под большой цветущей ветки видны то детская ручонка, то просто палец, то глаз или рот. Поскольку работы Баллена полны символов, то конкретного, вложенного в них автором смысла быть не может, однозначного ответа Баллен не дает.

Во время представления своей выставки в Москве он так прокомментировал идейное содержание своих работ: «Докапываться до смысла – прерогатива зрителя. Лучшие мои работы – те, которые я сам не понимаю».

Посетитель экспозиции Федор Быстрых, начинающий кинооператор, рассказал «Голосу Америки» о своих впечатлениях: «Быстро пробежать выставку не получится – в кадры Баллена нужно всматриваться, чтобы увидеть на первый взгляд незаметные мелочи – тогда зритель полностью сможет окунуться в мир фотографа, и в этом случае забыть его не получится уже никогда. Феномен Баллена заключается в том, что вроде бы не показывая напрямую ничего пугающего или неприятного, он создает ощущение очень земного, очень реального ужаса. Эти фотографии глубоко психологичны: зритель понимает, что снимок – это всего лишь одно мгновение, выхваченное из середины истории, а вот саму историю он додумывает за автора, пользуясь только подсказками собственного подсознания».

Выставка продлится до 28 ноября, и посетить ее можно бесплатно.

XS
SM
MD
LG