Линки доступности

«Оскар»: Премиальная интрига по-американски


Кадр из фильма «Гравитация»

Кадр из фильма «Гравитация»

Голливудские тяжеловесы поборются за заветные награды киносезона

Утром 16 января актер Крис Хэмсуорт и президент Академии киноискусства Шерил Бун Айзекс огласили список номинаций за 2013 год со сцены Сэмюел-Голдвин-тиетр в Беверли-Хиллс.

Фаворитами очередной оскаровской гонки теперь уже официально названы фильмы, о которых с осени говорят критики и инсайдеры киноиндустрии – «Афера по-американски» Дэвида Расселла, «Гравитация» Альфонсо Куарона и «12 лет рабства» Стива Маккуина. Первые две картины получили по десять номинаций, а последняя – девять.

В главной номинации на лучший фильм вместе с вышеназванной тройкой фигурируют еще шесть лент – «Капитан Филлипс», «Далласский клуб покупателей», «Она», «Небраска», «Волк с Уолл-стрита» и «Филомена».

Нельзя не заметить редкое жанрово-тематическое разнообразие в группе лидеров оскаровского сезона. Это и гротескная криминальная комедия «Афера по-американски», и технологически продвинутый сайенс-фикш «Гравитация», и остросюжетный боевик «Капитан Филлипс», и философская футуристическая утопия «Она», и душевный провинциальный анекдот «Небраска», и не менее трогательная одиссея безутешной матери «Филомена», и злободневный иронический памфлет «Далласский клуб покупателей», и эпическое полотно из жизни заправил капитализма «Волк с Уолл-стрит», и суровейший, не подлежащий обжалованию, приговор рабовладению – «12 лет рабства».

Впрочем, за бортом остались, по меньшей мере, два мощных фильма, «Жасмин» Вуди Аллена и «Внутри Льюиса Дэвиса» братьев Коэн, получивших самые высокие оценки критиков. Но они, похоже, слишком интеллектуальны и камерны для большинства академиков, почти всегда в таких случаях отдающих предпочтение мейнстриму.

В режиссерской категории номинации получили Дэвид Расселл («Афера по-американски»), Альфонсо Куарон («Гравитация»), Александер Пейн («Небраска»), Стив Маккуин («12 лет рабства») и Мартин Скорсезе («Волк с Уолл-стрит»). Бросается в глаза, что академики «прокатили» Спайка Джонза («Она»), одного из самых самобытных американских режиссеров среднего поколения. С другой стороны, всегда в таких случаях ответом звучит аргумент – номинации не резиновые. И конкуренция в этом году довольна жесткая.

Как всегда, повышенный интерес вызывает номинационный расклад в актерских категориях.

В мужской категории сюрпризов нет, за исключением обидно незамеченного академиками актера-патриарха Роберта Редфорда в ленте «Все потеряно» (русская версия названия гораздо оптимистичней – «Не угаснет надежда»).

Пятерка претендентов воистину очень сильная. Старенький Брюс Дерн щемяще трогателен в «Небраске». Кристиан Бейл балансирует на грани гротекса в «Афере по-американски». Леонардо Ди Каприо упивается порочным обаянием авантюриста-финансиста в картине Скорсезе. Имя Чиветеля Эджиофора теперь, после «12 лет рабства», надо полагать, научатся на церемониях произносить без запинки. Забыть мытарства его героя на рабовладельческих плантациях невозможно. И, наконец, Мэтью Макконахи, заметно исхудавший, как-то но-новому блеснул в «Далласском клубе покупателей».

Среди актрис в главных ролях в финальную пятерку пробились обычные подозреваемые, уже обласканные славой.

Мэрил Стрип не может играть плохо и чудом вытягивает свою роль в шумной и бестолковой семейной драме «Август. Округ Осадж». Сандре Буллок приходится демонстрировать чудеса изобретательности, чтобы не наскучить зрителю в безлюдной «Гравитации».

Эми Адамс, ранее игравшая преимущественно скромных простушек, похоже, успешно сдала экзамен в «Афере по-американски» по специальности «сексапильная дива». Кейт Бланшетт в «Жасмине» и Джуди Денч в «Филомене» демонстрируют самый высокий пилотаж драматического мастерства в очень человечных историях, заставляя зрителя и смеяться, и грустить. Очень жаль, что за бортом осталась Джулия Луис-Дрейфус, великолепно сыгравшая в мелодраме «Довольно слов».

В категориях актеров второго плана расклад более демократичный, здесь нет-нет да и мелькнут свежие лица в ролях довольно маргинальных и экзотических.

У мужчин это Бархад Абди в роли главаря сомалийских пиратов из «Капитана Филлипса» и Джаред Лето, виртуозно сыгравший больного СПИДом трансвестита в «Далласском клубе покупателей». Им компанию составят Брэдли Купер («Афера по-американски»), Майкл Фассбендер («12 лет рабства») и Джона Хилл («Волк с Уолл-стрит»).

«12 лет рабства»

«12 лет рабства»

В номинации актрис, сыгравших роли второго плана, такими свежими лицами можно считать молодую кенийку Лупиту Ньонго, несчастную невольницу из «12 лет рабства», и 84-летнюю Джун Скуибб, замеченную академиками впервые за ее 60-летнюю карьеру. В «Небраске» она колоритно сыграла хлопотливую и самоуверенную бабусю.

Конкурентками им стали Салли Хоукинс («Жасмин»), Дженнифер Лоуренс («Афера по-американски») и Джулия Робертс («Август. Округ Осадж»).

В категории «лучший фильм на иностранном языке» из девяти фильмов предварительного списка отобрана пятерка финалистов. На этом витке отсеялся зрелищный «Великий мастер» культового гонконгца Вонг Карвая и реалистичный «Эпизод из жизни сборщика металлолома» боснийца Даниса Тановича. Утешением для Вонг Карвая может служить включение «Великого мастера» в номинации на лучшую операторскую работу и лучшие костюмы.

Фаворитами в иностранной категории считают «Великую красоту» итальянца Паоло Соррентино, откровенно подражающего поэтике Феллини, и социально полемичную «Охоту» датчанина Томаса Винтерберга про травлю воспитателя детсада, облыжно обвиненного в педофилии. Кстати, Мэдс Миккельсен сыграл главную роль в «Охоте» просто отменно, но такие с американской точки зрения маргинальные работы крайне редко, к сожалению, попадают в радары Академии киноискусства.

«Темными лошадками» в иностранной категории можно считать бельгийскую душераздирающую мелодраму «Разомкнутый круг» и ленту Хани Абу-Ассада «Омар» про трагическую судьбу молодого палестинца, вовлеченного в вооруженную борьбу с израильтянами.

Некоторой странностью можно считать включение в эту категорию камбоджийской картины «Исчезнувшее изображение», в которой посредством кукольного театра воскрешаются ужасы геноцида времен диктатуры «красных кхмеров».

Она документальна по формату, то есть логично ее было бы рассматривать в другой категории, документальной. В ней бесспорным фаворитом эксперты считают ленту «Процесс убийства» Джошуа Оппенгеймера, в которой перед камерой позируют непокаявшиеся индонезийские палачи, ответственные за массовое истребление людей в середине 60-х годов.

86-я ежегодная церемония вручения «Оскаров» пройдет 2 марта в зрелищном центре Dolby в Лос-Анджелесе. Прямую трансляцию будет вести, как обычно, телеканал ABC. Микрофон ведущей на этот раз доверили актрисе и телезвезде Эллен Дедженерес, которая уже выступала в этой роли в 2007 году.
XS
SM
MD
LG