Линки доступности

Йос Стеллинг и Леонид Бичевин рассказали «Голосу Америки» о совместной работе

Томик стихов Пушкина и музыка Шопена – два главных напоминания о классической культуре прошлого, пронизывающие фильм «Девушка и смерть» (The Girl and Death). Романтическая мелодрама, снятая 68-летним голландским режиссером Йосом Стеллингом с участием известных российских актеров, выходит 25 апреля в Нью-Йорке, а с 23 мая начнет демонстрироваться в Лос-Анджелесе. Ее выпускает в прокат небольшая кинокомпания Shadow Distribution из городка Уотервилл, штат Мэн, основанная в 1988 году и специализирующаяся на артхаусном кино.

Пожилой русский доктор Николай Бородинский приезжает в старый заброшенный отель недалеко от Лейпцига, чтобы поклониться могиле своей бывшей возлюбленной. В его воображении возникают перипетии бурного и трагического романа с красавицей Элизой, разгоревшегося 50 лет назад. Тогда молодой студент-медик Николай, остановившийся в отеле на пути из Москвы в Париж, отбил Элизу у пожилого местного графа - владельца пансиона и патрона девушки. Жестокая месть ревнивца к своей содержанке и ее русскому ухажеру не заставила себя ждать. Судьба оказалась к влюбленным немилосердна...

Элизу играет голландская актриса Сильвия Хукс, Николая в молодости – Леонид Бичевин, в старости – Сергей Маковецкий. В роли подруги Элизы Нины снялась Рената Литвинова, ее же в старости играет Светлана Светличная. «Девушка и смерть» - совместная работа кинематографистов Голландии, Германии и России. Со стороны России копродюсером выступила кинокомпания Tvindie во главе с Евгением Гиндилисом.

Родившийся в Утрехте Йос Стеллинг получил известность в европейских кругах любителей серьезного кино в 80-х годах, когда снял такие ленты, как «Иллюзионист», «Стрелочник» и «Летучий голландец». В Россию, где давно и прочно утвердился его статус культового артхаусного режиссера, он приежает охотно и часто. В 2007 году снял в России фильм «Душка» с Сергеем Маковецким в главной роли.

«Мой любимый фильм, романтический австрийский фильм об оперном певце, я посмотрел, когда мне было 9 лет, - сказал Йос Стеллинг в телефонном интервью «Голосу Америки». – В детстве я его смотрел много раз и каждый раз плакал горючими слезами. Но лет десять лет решил пересмотреть и поразился своей реакции: фильм показался мне идиотским и топорным. Потом я задумался: почему бы мне не снять самому романтическую мелодраму в старом духе?».

Отель-пансион, где Николай знакомится с Элизой, одновременно и дом престарелых, и бордель для избранных. Его населяют экзотические персонажи, воспринимающие русского постояльца как нежелательного визитера, которого следует немедленно изгнать прочь. Но вспыхнувшая любовь к Элизе захватывает Николая, заставляя его менять планы и совершать безумные поступки.

В одном из эпизодов возмужавший Николай, вернувшийся сюда после завершения учебы в Париже, садится играть в карты с графом-обидчиком и его приятелями. То ли ему невероятно везет, то ли он искусно шулерствует, но русский доктор выигрывает огромную сумму. И начинает расшвыривать ассигнации во все стороны.

«Этот эпизод, конечно, навеян Достоевским, - отметил Стеллинг. - Я очень люблю русскую культуру, особенно Пушкина, Достоевского, Чехова и других писателей 19-го века. Стихи Пушкина для меня – символ поэзии как таковой, примерно как картины Рембрандта - символ классической живописи. Томик стихов Пушкина в моем фильме служит талисманом и смысловым стержнем. Он появляется в кадре в ключевые моменты истории моего героя».

Исполнительницу роли Элизы 30-летнюю голландку Сильвию Хукс режиссер восторженно сравнивает с Гретой Гарбо. Она начинала свою карьеру в шоу-бизнесе подростком в качестве манекенщицы, затем закончила театральную академию в Маастрихте. Хукс сыграла у Стеллинга в «Душке». Из ее последних работ критики выделяют фильм Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение».

Нельзя не отметить высокое мастерство Стеллинга в создании вещного мира, в построении кадра, в работе со светом и полутонами. Режиссер выстраивает каждый кадр чрезвычайно тщательно и виртуозно, детализируя второй и третий планы, и кадры его фильмов напоминают картины старых мастеров. Мелодрама как жанр очень коварна и зачастую скатывается в надрывную душещипательность с заламыванием рук. Стеллинг же демонстрирует приверженность формату классической мелодрамы, напротив, возвышая ее до уровня оперного спектакля безупречного вкуса.

«Фильм мы сняли очень быстро, за 28 дней, - сказал далее режиссер. - Отель снимался на реальной натуре в Германии, где мы нашли старое, обветшалое здание бывшей туберкулезной больницы. Мне трудно это объяснить, но характеры героев для меня вовсе не главное, мне гораздо важнее передать атмосферу, среду, воздух».

В роли молодого Николая Бородинского выступил 29-летний актер московского Театра им. Вахтангова Леонид Бичевин. Он знаком российским зрителям по фильмам Алексея Балабанова «Груз-200» и «Морфий», а также по новой картине Александра Митты «Шагал/Малевич», где он сыграл художника Марка Шагала в витебский период его жизни. «Девушка и смерть» - первая для него картина с международным участием.

«Я вижу в моем Николае живого человека, - сказал Леонид Бичевин в телефонном интервью «Голосу Америки». – Мне кажется, мы нашли общий язык с Йосом Стеллингом. Он делился с нами, актерами, своими представлениями о том, как видит будущий фильм. Говорил всегда ярко, артистично, метафорично, с юмором. При этом существовал как бы в двух параллельных мирах – в мире своих образов и фантазий, и в жестком производственном процессе, где надо решать множество прозаических проблем».

По словам Бичевина, он подробно обсуждал со Стеллингом и Маковецким походку, интонации и мимику их героя. А в сценах с Ренатой Литвиновой, играющей подругу Элизы, режиссер позволил им с Бичевиным импровизировать. Результат понравился режиссеру, который похвалил актеров, заметив, что почувствовал в их игре приверженность лучшим традициям русской драматической школы.

«Работать с режиссером, который знает и любит русскую культуру – огромное удовольствие, - отметил Леонид Бичевин. – Стеллинг очень многое держит в голове, где у него, видимо, все разложено по полочкам. Конечно, «Девушка и смерть» - кино непростое, и ожидать массового признания нереально, но именно такие фильмы, я считаю, достойны называться искусством».

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG