Линки доступности

Кризис в Сирии

Объявлен «чрезвычайный красный список» объектов культуры и искусства Сирии


Директор музея Метрополитен Томас Кэмпбелл (в центре) с участниками церемонии презентации «красного списка» для Сирии. Photo by Oleg Sulkin

Директор музея Метрополитен Томас Кэмпбелл (в центре) с участниками церемонии презентации «красного списка» для Сирии. Photo by Oleg Sulkin

Площадь поврежденных войной сирийских памятников – 220 футбольных полей

На специальной презентации в музее Метрополитен объявлено о публикации «чрезвычайного красного списка» затронутых войной объектов культуры Сирии, которым угрожает опасность разграбления мародерами и торговцами крадеными произведениями искусства. Перечень составлен экспертами Международного совета музеев (ICOM) и включает в себя элементы архитектурного декора зданий, фигуративную скульптуру, сосуды, терракотовые, каменные и металлические таблички с надписями, рукописи, украшения, оружие, инструменты, монеты.

Директор музея Метрополитен Томас Кэмпбелл приветствовал обнародование «красного списка» для Сирии и выразил глубокую озабоченность тем, что продолжающийся вооруженный конфликт наносит огромный ущерб богатейшему культурному наследию этой страны. По словам Кэмпбелла, Сирия переживает гуманитарную трагедию, но вторая трагедия разразится, если бомбардировками и обстрелами будет стерта культурная идентичность сирийского народа.

«В этой стране до начала конфликта 11 проц. населения были заняты в сфере культуры и туризма, – подчеркнул Кэмпбелл, – и очевидно, что будущее сирийской экономики во многом зависит от сохранности ее исторического наследия».

Как сообщил Ханс-Мартин Хинц, президент ICOM, в списке упомянуты и описаны предметы культуры и искусства, которые вероятнее всего вызывают интерес черного арт-рынка. Предполагается, что список будет немедленно разослан в правоохранительные и таможенные органы многих стран, а также в аукционные дома и музеи мира. Ранее ICOM составил и распространил 12 «красных списков» для целых регионов Африки и Латинской Америки и таких стран, как Китай, Египет, Ирак, Камбоджа и Афганистан. Эта организация была создана в 1946 году и объединяет 30 тысяч работников музеев и организаций культуры в 137 странах.

«Военные действия в Сирии создали ужасную моральную и гуманитарную ситуацию, – заявила на презентации генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Помимо потерь огромного количества человеческих жизней, что является настоящей трагедией, мы видим огромный ущерб, наносимый памятникам культуры. Историческое наследие – это то, что придает идентичность народам и странам, то, что позволяет им заглядывать в будущее. Я хочу поблагодарить Госдепартамент США за активное сотрудничество с ЮНЕСКО в деле защиты бесценных объектов культуры Сирии от разрушения и пресечения попыток незаконного вывоза предметов искусства из этой страны».

В свою очередь, Энн Ричард, помощник Госсекретаря США по вопросам народонаселения, беженцев и миграции, выразила благодарность музею Метрополитен за помощь в сохранении культурного наследия ряда стран, пострадавших от военных действий и внутренних вооруженных конфликтов, в том числе Афганистана, Ливии, Шри Ланки и Ирака. Она сказала, что благодаря «красным спискам», составленным для этих стран, таможенникам и правоохранителям удается задерживать значительное число контрабандистов, пытающихся вывезти из них произведения искусства для последующей продажи на черных рынках.

По словам Ричард, уже сейчас очевидно, что памятникам истории и культуры Сирии нанесен непоправимый ущерб. Она сообщила, что в период с июня 2011 по декабрь 2012 года, по данным американских экспертов, общая площадь пострадавших памятников архитектуры и культуры в Сирии сравнима с площадью, занимаемую 220 полями для американского футбола.

«В Сирии мы работаем преимущественно с правительственными структурами, – сообщила «Голосу Америки» Франс Демарэ, директор программ и развития ICOM. – Мы убедились в том, что сотрудники сирийского министерства культуры, отвечающие за сохранность памятников древности, искренне заинтересованы в защите реликвий от разрушений вне зависимости от политической ситуации. Для нас не имеет значения, к какой культуре относится памятник, к языческой ли, христианской или мусульманской. Наши эксперты руководствуются лишь объективной художественной и исторической ценностью того или иного объекта. Мы также уделяем повышенное внимание тем объектам, которые вызывают интерес торговцев крадеными произведениями искусства».

«На первых стадиях конфликта повстанцы часто использовали древние памятники архитектуры как укрытия, – сказала «Голосу Америки» Бонни Бернхэм, президент Фонда мировых памятников. – А правительственная артиллерия обстреливала эти объекты. Тем самым обе стороны заведомо игнорировали существующее международное положение об охране памятников. В последние месяцы боевые действия, в большинстве случаев, стали проходить не в опасной близости от самых ценных объектов истории. Хочется думать, что это результат давления мирового общественного мнения, в том числе и наших скромных усилий».

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG