Линки доступности

Русский ракурс Берлинале


На презентации грантов Фонда совместных проектов России и Германии

На презентации грантов Фонда совместных проектов России и Германии

Фильмы и проекты из России проходят обкатку на Берлинском кинофестивале

Первый голливудский проект частного продюсера из России. Третий фильм режиссера новой волны о нынешнем беспределе силовиков. Документальная летопись радикальных художеств скандальной арт-группы. Презентация престижных проектов, получивших совместное финансирование государственных фондов России и Германии. Наконец, демонстрация отреставрированной копии одного из великих фильмов немого революционного кино и ретроспектива старейшей московской кинофабрики. Таков спектр российского участия в 62-м Международном кинофестивале в Берлине, стартовавшем в минувший четверг.

Хотя в этом году российского фильма в официальном конкурсе нет, некоторые мои коллеги из России, по их словам, намерены болеть за фильм американского режиссера Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд». Дело в том, что одним из его продюсеров выступил Александр Роднянский, документалист, ставший телемагнатом в Украине и России, а в последнее время выступивший продюсером таких разноплановых лент, как «Елена», «Обитаемый остров», «Я тебя люблю», «В субботу». Недавно в прессе промелькнуло сообщение, что Роднянский будет продюсировать продолжение кровавого гиньоля Роберта Родригеса «Мачете убивает».

В программе «Панорама», второй по важности в берлинской иерархии, демонстрируется суровая драма режиссера Алексея Мизгирева «Конвой», живописующая жестокие нравы нынешней российской армии. Мизгирева, ученика Вадима Абдрашитова, заметили уже по его первой ленте «Кремень», а вторая его работа – «Бубен, барабан» – отмечена призом на фестивале в Локарно.

Документальная лента «Завтра» молодого режиссера Андрея Грязева вошла в программу «Форум», традиционно привечающую авангардное и экспериментальное кино. Коллективным ее героем стала арт-группа «Война», получившая скандальную известность акциями протестного уличного искусства. В фильме показана одна из таких акций, «Дворцовый переворот», в ходе которого в Петербурге были перевернуты несколько полицейских автомобилей.

Как сообщила «Голосу Америки» Виржини Девеса, глава французской кинокомпании Alpha Violet, она привезла на кинорынок Берлинале еще один новый фильм режиссера из России. Лента Александра Вартанова «Собиратель пуль» рассказывает о подростке-максималисте, живущем в двух параллельных реальностях.

Старое и новое

В знаменитом театре-варьете «Фридрих-штадт-палас» полный зал набился на просмотр отреставрированной копии шедевра революционного искусства 20-х годов – фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. Просмотр предварил коротким сообщением об истории фильма знаток творчества Эйзенштейна, московский киновед Наум Клейман, под чьим руководством велась реставрация. Показ немого фильма, снятого в 1928 году, прошел в живом музыкальном сопровождении симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Франка Штробеля.

Энтузиастов старого доброго кино, несомненно, привлечет обширная ретроспектива продукции старейшей московской студии «Межрабпомфильм». Ретроспектива называется «Красная фабрика грез». Греза эта начиналась как совместное предприятие России и Германии в 1923 году и завершилась одновременным разгромом в предвоенные годы режимами Гитлера и Сталина. Среди показываемых лент – «Аэлита» Якова Протазанова, «Буря над Азией» Всеволода Пудовкина, «Девушка с коробкой» Бориса Барнета, «Путевка в жизнь» Николая Экка. В марте-апреле этого года часть программы будет показана в Нью-Йорке в стенах Музея современного искусства (MoMA).

На российском стенде Европейского кинорынка в импозантном здании музея имени Вальтера Гропиуса при большом стечении публики прошла презентация грантов, выделенных Фондом совместных проектов. Он был учрежден в июне 2011 года Российским кинофондом и тремя германскими медийно-кинематографическими институтами, включая Германский федеральный киносовет. Объявлено, что пять первых проектов получили целевое финансирование Фонда на общую сумму 95 тыс евро. Это «Лувр под оккупацией» Александра Сокурова, «Таджик Джимми» Эллы Вакассовой, «Генерал» Бако Бакурадзе, «Офсайд» Александра Стриженова и «Стокгольмский синдром» Алексея Учителя.

Эксперты обращают внимание на присутствие в этом списке Сокурова, получившего в прошлом году главный приз Венецианского кинофестиваля за картину «Фауст». Не исключено, что проект, заявленный как исследование взаимоотношений «власти и искусства», станет своего рода продолжением «Русского ковчега» Сокурова, снятого одним непрерывным кадром в стенах Эрмитажа в Петербурге. Как известно, «Русский ковчег» стал чемпионом среди российских фильмов, собрав в прокате США более трех миллионов долларов.

«Мы подписали соглашение с тремя немецкими фондами, – рассказал «Голосу Америки» исполнительный директор Фонда кино России Сергей Толстиков. – У нас есть соглашения о совместном производстве и с Германией, и с Италией, и с Францией. Коммерческий потенциал, конечно, важен, но для нас принципиальна культурная составляющая. Русский контент оказывается включен в общеевропейский процесс».

Отвечая на вопрос «Голоса Америки» о перспективах сотрудничества с американской киноиндустрией, Сергей Толстиков сказал: «У нас идет переговорный процесс, но с ними (американцами) немного сложнее. Американский кинематограф глобален по своим масштабам и имеет неоспоримое конкурентное преимущество. Европейские фонды поддержки во многом работают на то, чтобы кинематографии этих стран не были подмяты под себя Голливудом. Тем не менее мы будем приветствовать любые варианты сотрудничества с американскими коллегами».

В интервью «Голосу Америки» глава Германского федерального киносовета (FFA) Петер Дингес назвал состояние сотрудничества с Россией «отличным». «Годовой бюджет совместного фонда составляет 150 тыс. евро, из которых 50 тыс. евро выделены Россией, а остальное – германскими партнерам, – сказал он. – В дополнение к совместным грантам мы учредили Российско-германскую киноакадемию в Котбусе, которая, мы надеемся, будет генерировать новые идеи и проекты. Несколько недель назад в России прошла с успехом очередная Неделя немецкого кино. Так что сотрудничество развивается по восходящей».

В программах фестиваля, продолжающегося до 19 февраля, – около 400 фильмов со всего мира. На Берлинале съехались более 19 тысяч профессионалов киноиндустрии из более чем ста стран, включая 4 тысячи журналистов. Этот смотр считают одним из трех крупнейших ежегодных мировых форумов кино наряду с Канном и Венецией.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG