Линки доступности

Правозащитники трубят экранный сбор


Кадр из фильма «Сор из избы»

Кадр из фильма «Сор из избы»

В Нью-Йорке покажут 19 «фильмов-посланий»

С 16 по 30 июня в Нью-Йорке пройдет ежегодный Правозащитный кинофестиваль. Его организаторы – международная организация Human Rights Watch и Кинообщество Линкольн-центра. В программе – 19 фильмов из 12 стран, которые будут показаны в театре Уолтера Рида. Как сообщили устроители, многие режиссеры приедут на фестиваль и после сеансов ответят на вопросы зрителей.

«Фестиваль правозащитного кино выходит за рамки обычных кинопоказов, – заявила исполнительный директор Кинообщества Линкольн-центра Роуз Куо. – Это не просто захватывающие истории, правдивые сюжеты и просветительский посыл. Личные послания кинематографистов зачастую сопряжены с риском для них самих. Мы горды своим участием в организации такого события».

Фестиваль откроется благотворительным вечером, на котором покажут политический триллер «Сор из избы», действие которого происходит в Боснии. Рэйчел Вайз играет полицейского из Небраски Кэтрин Болковац, которая поступает на службу в миротворческий контингент и отправляется в бывшую Югославию. Она обнаруживает царящие там хаос и уголовщину и бросает вызов криминалитету.

Центральным событием должна стать премьера киноочерка о Гарри Белафонте «Пой свою песню», причем легендарный шоумен и политический активист лично придет на встречу со зрителями. Специальная секция «Без границ» посвящена памяти Тима Хетерингтона, фотографа, журналиста и кинематографиста, погибшего в апреле в Ливии при освещении вооруженного конфликта, расколовшего эту страну. Документальный фильм Хетерингтона «Рестрепо» о войне в Афганистане, снятый совместно с Себастьяном Юнгером, был номинирован на премию «Оскар».

Что отличает этот фестиваль от других подобных киноакций?

«Мы все знаем, что кино самыми разными способами отражает жизнь общества, – ответил «Голосу Америки» Ричард Пенья, директор программ Кинообщества Линкольн-центра. – Мы также знаем, что кино может оказывать влияние на стиль жизни, менталитет и отношения в обществе. Правозащитный фестиваль собирает в одну программу фильмы, представляющие собой прямое вторжение в политическую борьбу, в борьбу за изменения социальных условий жизни».

Отвечая на этот же вопрос, директор фестиваля Джон Биаджи заметил: «Фестиваль проводится уже 22-й год, так что мы старше всех других правозащитных фестивалей. Кроме того, смотр основала и курирует крупнейшая правозащитная организация Human Rights Watch. Фильмы, которые мы тщательно отбираем, получают большой международный резонанс, в частности, благодаря тому, что Human Rights Watch имеет офисы по всему миру».

По мнению Биаджи, программа сфокусирована на нескольких доминирующих темах. «Фактически “гвоздями” программы можно считать каждый из отобранных 19 фильмов, – сказал он «Голосу Америки». – Что обращает на себя внимание: сразу шесть фильмов посвящены влиянию масс-медиа, особенно в сфере защиты прав человека».

Неопровержимые улики в геноциде в деле против бывшего президента Гватемалы обнаружены следствием в кинопленках 30-летней давности («Гранито, или Как пригвоздить диктатора», режиссер Памела Йейтс).

Для нелегкой задачи преодоления межплеменной вражды в Кении оказывается очень полезной телевизионная «мыльная опера», собирающая у экранов жителей разных районов страны («Команда» режиссера Патрика Рида).

Новые возможности коммуникационных технологий, включая мобильную связь и общение в режиме онлайн, помогают оппозиции в Иране противостоять репрессиям («Зеленая волна» режиссера Али Самади Ахади).

Рассекреченные записи видеокамер наблюдения в тюрьме Гуантанамо вводят зрителя в режимную зону, о которой много говорят, но мало кто видел своими глазами («Вам не нравится правда» режиссеров Люка Коте и Патрисио Энрикеса).

Еще одна доминирующая тема года, по оценке Джона Биаджи, – проявления собственного, «домашнего» терроризма в США и Канаде и болезненная реакция на него властей. Этот теме посвящены три фильма: упомянутый выше «Вам не нравится правда», «Лучше в этом мире» и «Если падает дерево».

Лента Джулии Амати и Стивена Натансона «Это моя земля... Хеврон» фокусирует внимание на израильско-палестинском конфликте. В Хевроне живут 160 тысяч палестинцев и 600 израильских поселенцев, а также две тысячи израильских солдат, их охраняющих. Каждая из враждующих сторон преисполнена решимости не отступить, не отдать другому лагерю ни пяди земли. Авторы дают слово израильтянам и палестинцам, членам Кнессета, известным журналистам из газеты «Гаарец».

В фильме режиссера Зейны Даккаче «12 разгневанных ливанцев» 45 заключенных самой крупной ливанской тюрьмы репетируют свою версию классической американской пьесы «12 разгневанных мужчин». К оригинальному тексту добавляются монологи, песни, танцевальные номера, передающие боль, ощущение загнанности и слабую надежду, живущую в сердцах заключенных.

«Цена секса» фотожурналистки из Болгарии Мими Чакаровой – история группы женщин из стран Восточной Европы, которых принудили стать секс-рабынями. Мрачный мир подпольной торговли людьми показан, как отмечается в пресс-релизе фестиваля, с шокирующей достоверностью. Чакарова снимала многие эпизоды скрытой камерой, с риском для себя. Ей присуждена премия имени испанского документалиста Нестора Альмендроса «За храбрость».

Завершится фестиваль 30 июня премьерой драмы «Жизнь превыше всего» о южноафриканском городке, где свирепствует ВИЧ/СПИД. Эта картина куплена для американского проката компанией Sony Pictures Classics и выходит в кинотеатры 15 июля.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG