Линки доступности

«Когда народ борется за свободу, насилие оправдано»


«О насилии». Кадр из фильма. Courtesy Photo

Режиссер Йоран Оллсон рекламирует радикальные идеи Франца Фанона

В одной из африканских стран партизаны готовят атаку на позиции противника, устремляются в атаку, после которой оказывают помощь тяжелораненным бойцам. В другой африканской стране белые играют в гольф и расслабляются у бассейна, попивая коктейли, которые разносят чернокожие слуги.

На этих зримых контрастах построена новая документальная картина «О насилии» (Concerning Violence) шведского режиссера Йорана Хьюго Олссона (Goran Hugo Olsson). В минувший уикенд она начала демонстрироваться в Нью-Йорке, а спустя несколько недель выйдет на экраны других городов США. Первые показы ее состоялись ранее в этом году на кинофестивалях Санденс и Берлинале.

Критики называют ленту новаторским взглядом на колониализм. Олссон документирует процесс национально-освободительного движения фрагментами архивных съемок, относящихся к 60-70 годам. А идейной основой концепции фильма стали высказывания революционера, философа, публициста и психиатра Франца Фанона (1925-1961), выходца из Вест-Индии. Их читает за кадром афроамериканская певица Лорин Хилл, и они же воспроизводятся строка за строкой на экране.

Фанон – автор нашумевшей книги «The Wretched of the Earth» (1961), название которой переводят на русский как «Проклятьем заклейменные». В ней он оправдывает насилие как главный инструмент борьбы народов третьего мира с колонизаторами. Его радикальную концепцию в разные годы брали на вооружение такие культовые бунтари 20-го века, как Эрнесто Че Гевара, Малколм Икс и Стив Бико.

«Фильм создает завораживающий, гипнотический эффект, – пишет Брэндон Харрис из онлайн-журнала Filmmaker. – Несмотря на огромный социально-политический масштаб темы, Олссон сумел утвердить себя в качестве очень динамичного документалиста, умело работающего с архивным материалом».

Йоран Олссон родился в 1965 году в Лунде (Швеция). Учился в Стокгольмском университете и Королевской академии изящных искусств. Режиссер многих документальных лент, снятых для шведского телевидения, среди которых фильмы на русскую тему «Калининград?» и «Наталья и будущее». Его предыдущая лента «Власть – черным. 1967-1975» (The Black Power Mixtape 1967-1975).

С Йораном Олссоном, приехавшим на премьеру фильма “О насилии» в Нью-Йорк, побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Йоран, мы с вами беседовали три года назад по поводу фильма «Власть – черным» (The Black Power Mixtape) о движении «Черные пантеры». Похоже, тема борьбы за права человека, борьбы против расизма продолжает вас занимать. Можно ли считать новую работу продолжением предыдущей?

Йоран Олссон: Да, конечно. Но здесь вмешалась случайность, если согласиться с тем, что случайности существуют. В книжном магазине в Стокгольме я натолкнулся на книгу Фанона. Прочитал ее залпом и понял, что мне очень хочется сделать ее визуальный эквивалент.

О.С.: Где вы нашли такие поразительные кадры вооруженной борьбы африканцев с колониальными войсками?

Й.О.: В шведском архиве. Кадры хроники сняты в 60-80-е годы, но выглядят совершенно современно. Поразительная вещь – они пролежали столько лет, не будучи востребованы.

О.С.: Вы показываете в девяти главах фрагменты этой хроники, снятой в Анголе, Мозамбике, Либерии, Буркина-Фасо, Родезии (ныне Зимбабве) и в других африканских странах. Чем руководствовались в выборе материала?

Й.О.: Выразительностью самих фрагментов. Для меня, по большому счету, географическая привязанность не столь важна. Объединяет все эти ситуации одно: у униженных и порабощенных нет другого способа изменить несправедливый статус-кво, кроме как взявшись за оружие, прибегнув к насилию.

О.С.: В своей книге Фанон описывал кровопролитную антиколониальную борьбу в Алжире. Почему вы там не снимали?

Й.О.: На эту тему был снят замечательный фильм «Битва за Алжир» (игровой фильм 1966 года итальянского режиссера Джилло Понтекорво – О.С.). Зачем повторяться? Мне важны идеи, которые вырастают из изображения, а не просто фактическая привязка к теме. Текст Фанона – главное. Все остальное – иллюстрации к теме, визуализация текста.

О.С.: При этом вы как бы удваиваете информационную насыщенность фильма. Тексты Фанона читает за кадром Лорин Хилл, а вы еще и повторяете их, воспроизводя на экране. Нет ли в этом избыточности?

Й.О.: Меня раздражают фильмы, которые ходят вокруг да около, наводят туман, плодят зыбкие ассоциации. Я взял на вооружение принцип рекламного ролика. Только я рекламирую не товары, идеи – максимально точно и правдиво. Такое прямое, радикальное кино – в духе Дерека Джармена, Жан-Люка Годара, когда-то в таком ключе снимал Эйзенштейн.

О.С.: Вы пригласили Лорин Хилл для чтения закадрового текста. Как она отреагировала?

Й.О.: У нас с ней общие друзья. Я написал ей письмо. В тот момент она была в тюрьме (В 2013 г. Хилл приговорили к нескольким месяцам тюрьмы за уклонение от налогов. – О.С.). Она ответила мгновенно: согласна! И добавила в письме, что ей настолько близки идеи Фанона, что она не только прочитает текст, но еще поможет с музыкой. Как только Лорин вышла из тюрьмы, тут же пришла в нашу студию записываться. Вначале я все браковал – она читала текст слишком быстро. Я спросил: в чем дело? Вот что она сказала буквально: «Во мне клокочут четыре века рабства, и я не могу эти слова произносить медленно».

О.С.: В числе белых колонизаторов вы показываете шведскую пару. Но Швеция не была колониальной империей, как, положим, Португалия или Великобритания. Не пощадили вы своих соотечественников...

Й.О.: Дело не в конкретной национальности. Главные колонизаторы – крупные международные корпорации. Эта шведская пара работала в горнодобывающей компании, фактически грабившей природные ресурсы Африки.

О.С.: Чем вам импонируют идеи Фанона?

Й.О.: Они приложимы к явлениям и событиям глобальным, таким как мировые войны, рабство, Хиросима, Холокост. Такие люди, как Фанон, всегда на виду, всегда в центре внимания – даже после смерти. В нем есть какая-то загадка. Когда у него диагностировали лейкемию, он ездил лечиться сначала в Москву, а потом в Америку, и его поездками занимались спецслужбы обеих стран. Эти эпизоды ждут своего исследователя. Мне было важно показать то, что обычно остается за кадром – изнурительную каждодневную рутину вооруженной борьбы. Конечно, тем, кого угнетали и подавляли, это видеть не обязательно, они и без того все знают, поскольку пережили. А вот всем другим это стоило бы увидеть.

Фото:

«О насилии». Кадр из фильма.

Courtesy photo

XS
SM
MD
LG