Линки доступности

Метрополитен-музей знакомит с фотолетописью Гражданской войны в США


Куратор выставки Джефф Розенхайм на пресс-презентации. Фото: Олег Сулькин

Куратор выставки Джефф Розенхайм на пресс-презентации. Фото: Олег Сулькин

Двести визуальных свидетельств драматичной эпохи представлены в уникальной экспозиции

Для тех, кто привык черпать информацию об американской истории из голливудских кинолент, эта выставка может стать подлинным откровением. Согласитесь, никакие самые эффектные визуальные реконструкции событий середины 19-го века в таких масштабных фильмах, как «Линкольн», все-таки не могут соперничать в правдивости с фотографиями того времени.

Выставка «Фотография и Американская гражданская война», открывшаяся в Метрополитен-музее, впервые собрала самые впечатляющие фотосвидетельства той бурной и трагической эпохи.

Главному куратору выставки Джеффу Розенхайму и его коллегам удалось собрать более двухсот снимков. Основу экспозиции составили снимки из коллекции Метрополитен-музея, приобретенной в 1933 году. Остальные получены из других музеев, библиотек, архивов и частных собраний.

Знаменательно, что открывшаяся выставка совпадает с 150-летием битвы при Геттисберге (1-3 июля 1863 г.), ставшей поворотным пунктом войны.

«Камеры более тысячи фотографов, – сказал на пресс-презентации Джефф Розенхайм, – запечатлели войну в самых разных ипостасях, от панорам полей сражений до портретов генералов, офицеров и простых солдат, от видов фортификационных сооружений до анатомических штудий раненых и больных воинов. Все четыре года жестокой войны, унесшей 750 тысяч жизней, зафиксированы на пленку этой небывалой для той эпохи коллективной фотолетописью, которая разворачивается перед зрителем в одиннадцати залах выставки».

Как отметил куратор, тогда, на начало 60-х годов, фотография как вид искусства существовала всего примерно два десятка лет. Именно тогда дагерротипы стали уступать место более передовым технологиям с использованием коллоидных стеклянных пластин. Фотопортреты, особенно, миниатюрные, оказались доступны среднему классу. Во время войны тысячи военнослужащих посылали домой свои снимки в виде медальонов разной формы. Зажиточные американцы того времени стали украшать свои гостиные фотопортретами видных политиков и артистов, а также фотовидами красивых мест, от Ниагарского водопада до каналов Венеции.

В экспозиции также представлены портреты в форматах «тинтип» (иначе называется ферротип), и «амбротип», основанные на коллодионной технологии, очень популярные в то время просмотровые устройства «стереоскопы», а также значки избирательных кампаний с миниатюрными фотопортретами кандидатов.

Среди военных фотографов выделялись мастерством и продуктивностью такие мастера, как Мэтью Брэди, Джордж Барнард, Александр Гарднер и Тимоти О’Салливан. Самое известное среди них имя – Брэди. Как подчеркнул Розенхайм, выставка развенчивает заблуждение, что Брэди - автор большинства сохранившихся снимков эпохи Гражданской войны. В реальности он сам снимал относительно мало, а больше заказывал съемку другим фотографам и публиковал плоды их труда.

Не могут не впечатлять снимки полей сражений, усыпанные телами павших солдат, как южан, так и северян. «Брэди совершил многое, чтобы донести до нас ужасную реальность и правдивость войны, – писала в 1862 году газета «Нью-Йорк таймс». – Можно сказать, он принес трупы и выложил их у наших порогов и вдоль улиц. Эти люди, не колеблясь, подтвердили свои убеждения своей кровью, эти люди бросились в неизвестную стремнину, чтобы мир понял, что есть истины выше жизни, а ошибки и стыд смываются смертью».

Как считают историки, первые фотографии Гражданской войны были сделаны 15 апреля 1861 года в Форт-Самтер в Южной Каролине. Накануне войска северян оставили разрушенный артиллерией конфедератов островной форт. Для «увековечивания» победы южан на остров отправился фотограф из близлежащего Чарльстона по имени Алма Пелот. Ему удалось сделать серию выразительных снимков руин форта, которые включены в экспозицию.

Отдельные залы отведены двум знаменитым в то время фотоальбомам – Гарднера и Барнарда. Оба они были выпущены в 1866 году. В гарднеровский альбом вошли сто снимков, сделанных им самим и его десятью коллегами. В их числе десять снимков Геттисбергского сражения, включая «Урожай смерти» О’Салливана и «Дом снайпера-повстанца» Гарднера. В альбоме Барнарда - шесть десятков крупноформатных фотографий, освещающих военную кампанию генерала северян Уильяма Шермана в завершающие месяцы войны, когда его армия совершила «поход к морю» из Теннесси в Джорджию.

На одном из снимков фотографа Эндрю Расселла запечатлена разбитая снарядом федеральной армии повозка конфедератов, придавившая лошадей. Фотографу, судя по всему, удалось быстро прибыть на место событий. И хотя тогдашная «медленная» и трудоемкая технология съемки фактически не позволяла делать событийные снимки, именно эта фотография максимально близко подошла к тому, что сегодня считается стандартом актуального репортажа.

Расселл был капитаном пехотной части ополченцев и выполнял задания по фотографированию военно-инженерных работ. Он возил с собой многоформатные камеры, причем одна из них, приспособленная для стеклянных негативов размером 12 на 15 дюймов, была самой большой из всех использовавшихся фотографами Гражданской войны.

Пожалуй, самыми неожиданными и даже шокирующими можно считать медицинские портреты раненых и больных солдат, сделанные доктором Ридом Броквеем Бонтеку, хирургом и главой госпиталя Хэрвуд в Вашингтоне. Они выполнены с поразительной даже по нынешним временам точностью.

«Военные фотографы Гражданской войны не были связаны никакими ограничениями в ходе съемок, - сказал «Голосу Америки» Джефф Розенхайм. – Редкое проявление цензуры, которое я знаю, касалось запрета на обнародование в прессе фотографии умершего президента Линкольна в гробу. Этот снимок считают потерянным. Кроме того, запретили публиковать снимки вскрытия Джона Уилкса Бута, убийцы Линкольна. Власти полагали, что натуралистический характер этих изображений может послужить нежелательным целям разжигания вражды между американцами разных политических взглядов. Никаких же запретов, связанных с военными причинами, не существовало».

Выставка в Метрополитен-музее продлится до 2 сентября текущего года. С 27 сентября по 5 января 2014 года она будет показана в музее Гиббеса в Чарльстоне (Южная Каролина), а затем, с 31 января по 4 мая 2014 года, в Музее искусств Нового Орлеана.
XS
SM
MD
LG