Линки доступности

В России помнят и ценят Орсона Уэллса


В России помнят и ценят Орсона Уэллса

В России помнят и ценят Орсона Уэллса

Творчество великого американского режиссера и актера переосмысливается без идеологических догм и киноведческих штампов

Фестивальное агентство Tour de Film при поддержке генерального консульства США в Санкт-Петербурге подготовили ретроспективный показ фильмов классика мирового кинематографа Орсона Уэллса. В рамках ретроспективы будут представлены редкие архивные копии фильмов «Гражданин Кейн», «Леди из Шанхая», «Печать зла», «Мистер Аркадин» и «Макбет».

Показ приурочен к 70-летию выхода на экран фильма «Гражданин Кейн» – режиссерского и актерского дебюта Орсона Уэллса, – лауреата премии Американской киноакадемии (известной во всем мире, как «Оскар»), неизменно занимающего высокие места в различных рейтингах «лучших кинолент всех времен и народов».

При этом сам ретроспективный показ пройдет во второй декаде ноября, а предварила его презентация русскоязычного издания сборника «Знакомьтесь – Орсон Уэллс», основу которого составили беседы великого режиссера и актера со своим младшим коллегой Питером Богдановичем. А также лекция американо-чешского историка кино Габриэля Палеца «Четыре грани Орсона Уэллса».

Габриэль Палец защитил диссертацию на тему «Зрелость – это все: Орсон Уэллс и культурный аспект» в Университете Южной Калифорнии. Работал консультантом при подготовке программы фильмов Орсона Уэллса в Музее искусств Лос-Анджелеса. В настоящий момент Габриэль преподает в Пражской киношколе и пишет о международных кинофестивалях.

Орсон Уэллс – иллюзионист и мистификатор

Начало лекции в санкт-петербургском киноцентре «Родина» вполне можно описать одной известной байкой из жизни самого Уэллса. Рассказывают, что однажды ему довелось выступать с докладом в одном небольшом американском городке. Увидев, что зал заполнен от силы на четверть, он обратился к присутствующим со словами:

«Леди и джентльмены! Я ставлю пьесы на Бродвее. Я работаю в театре и кино, как актер и режиссер. Сочиняю и осуществляю радиопостановки. Играю на скрипке и на рояле. Умею неплохо рисовать. Также я опубликовал несколько книг, и, наконец, мне случается выступать в роли фокусника». И затем, после эффектной паузы, Орсон Уэллс, не без издевки, спросил: «А теперь скажите: вам хоть чуть-чуть неловко, что меня здесь так много, а вас так мало?».

Дело в том, что и на лекцию Габриэля Палеца в киноцентр «Родина» пришло совсем немного людей. Зато те, кто все-таки пришел, очень хорошо разбирались в творчестве Орсона Уэллса, и весьма удивили лектора своим знанием предмета и вопросами по существу, которые они задавали на хорошем английском языке.

В частности, зрители хорошо были знакомы с актерскими работами Уэллса в фильмах других режиссеров. Дело в том, что несколько этих фильмов – французского, западногерманского и югославского производства демонстрировались еще в советском кинопрокате. А киноленты, которые Орсон Уэллс поставил, как режиссер, стали доступны российской аудитории в 90-е годы, когда их начали транслировать как государственные, так и частные телеканалы.

В своей лекции, сопровождавшейся фрагментами фильмов «Леди из Шанхая», «Мистер Аркадин», «Макбет» и «Гражданин Кейн», а также выдержками его интервью для британского телевидения, Габриэль Палец прежде всего обратил внимание на дар Уэллса, как иллюзиониста, фокусника, мистификатора. И в этой связи упомянул характеристику, которую дал его герою Федерико Феллини.

Великий итальянский режиссер однажды сказал, что Уэллс в своих фильмах любит показывать фокусы, но иногда не прочь объяснить зрителям их суть.

«Однако, – добавил Габриэль Палец, – для того, чтобы понять, в чем суть магии Орсона Уэллса, нужно не один раз посмотреть его фильмы».

В интервью корреспонденту «Голоса Америки» профессор пражской киношколы рассказал, что его герой обожал разыгрывать окружающих и в жизни. Например, однажды, он сошел с трапа самолета в одной из европейских столиц, обернув поверх пальто пелерину ярко-алого цвета. Ему казалось, что он напоминает графа Дракулу. Однако, встречавшие его журналисты спросили: «Вы что, готовитесь к роли Папы Римского?». И Уэллс, ни секунды не колеблясь, подтвердил: «Точно!».

Американский космополит

Габриэль Палец рассказал, что впервые он заинтересовался творчеством Орсона Уэллса, увидев триллер Кэрола Рида «Третий человек», где Уэллс исполнял главную роль. Фильм был выдержан в традициях жанра «нуар» –резко контрастирующий свет, тревожная музыка, и самое главное – сюжет, по ходу которого в самом начале зрителям предлагается загадка, которая будет разрешена лишь к финалу. А также принципиальное для «нуара» отсутствие «хэппи-энда».

Кстати, излюбленному голливудскими режиссерами жанру «черного фильма» была посвящена предыдущая ретроспектива агентства Tour de Film совместно в генконсульством США. Отдал дань «нуару» в своих режиссерских работах и Орсон Уэллс – прежде всего, в фильмах «Леди из Шанхая» и «Мистер Аркадин».

Но окончательное решение сделать Уэллса героем своих киноведческих исследований Габриэль Палец принял после того, как посмотрел франко- иранско-западногерманский фильм 1973 года «Ф, как фальсификация» (“F For Fade”), в других вариантах – «Подделка», «Только правда» и «Ничего, кроме правды».

При этом Габриэль уточняет, что Уэллс оставался верен традициям американского кинематографа, несмотря на то, что в 60 – 70-е годы работал преимущественно в Европе.

В 1975 году в серии «Мастера зарубежного киноискусства» в СССР была издана книга, посвященная Орсону Уэллсу. Автор предисловия – кинорежиссер Сергей Юткевич – после профессионального разбора творчества своего американского коллеги не преминул написать о том, что «идейные взгляды Орсона Уэллса… несомненно были исполнены искренней ненависти к устоям капиталистического мира и к современной Америке».

На просьбу корреспондента «Голоса Америки» прокомментировать эту цитату, Габриэль Палец заметил, что она всего лишь отражает советские идеологические стереотипы времен холодной войны. «Уэллс действительно уехал из США, но причиной тому были, в основном, его проблемы с налоговыми органами, – уточняет киновед. – Да, его третья жена была итальянской, ему нравился европейский образ жизни, он много работал в Европе и как режиссер, и как актер. И его съемки в фильмах других режиссеров позволяли ему зарабатывать деньги на собственные проекты, часть из которых так и осталась нереализованной», – отмечает Габриэль Палец.

В то же время, он напоминает фрагмент из интервью Уэллса Питеру Богдановичу, где признается, что, невзирая на нелюбовь к Голливуду, именно здесь он предпочел бы снимать все свои фильмы, ибо нигде в мире нет более совершенных работ для кинорежиссера. По мнению профессора Пражской киношколы, Уэллс был типичным американским космополитом.

«Когда я приступал к изучению творчества Орсона Уэллса, я, конечно, понимал, что про меня будут говорить: “О! - еще один специалист в области того, что и так всем известно, – признается историк кино. – Но все-таки я решил, что в наследии Уэллса еще много неизученного, и я постараюсь рассказать о нем нечто новое, потому что Уэллс – часть культуры Америки – моей родной страны», – подчеркивает Габриэль Палец.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG