Линки доступности

Наталья Зубаревич: главный риск для регионов РФ – стагнация доходов населения

  • Виктор Васильев

Директор региональной программы Независимого института социальной политики об экономической ситуации в российских регионах

Как сообщило агентство ТАСС, по мнению экспертов международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), над российскими регионами нависла угроза дефолтов. Причины тому, по словам аналитиков, связаны с медленным экономическим ростом и замедлением роста прибыли в корпоративном сегменте экономики.
«При этом возросшие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг», – говорится в докладе S&P.

По утверждениям экспертов рейтингового агентства, региональные дефолты уже происходят. В качестве примера они приводят ситуацию в одном из субъектов федерации (не называя его), допустивший просрочку по банковскому кредиту.

По данным глава Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2015 году дефицит региональных бюджетов превысит 950 миллиардов рублей.
Московский корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил прокомментировать ситуацию известного директора региональной программы Независимого института социальной политики Наталью Зубаревич.

Виктор Васильев: Наталья Васильевна, находятся ли российские регионы на пороге дефолта?

Наталья Зубаревич: Финансовая ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации действительно сложная, но слово «дефолт» я использовать не готова. В российской действительности дефолт невозможен. Здесь нет Детройта – обратите на это внимание, пожалуйста. Потому что всегда есть возможность выкрутиться: или подкинуть денег из федерального бюджета, хотя их требуется уже очень много, или изменить и ускорить инфляцию, которая и без того не стоит на месте. Поэтому ситуация трудная, тяжелая, но слово «дефолт» по отношению к ней неприемлемо.

В.В.: Могли бы вы обрисовать картину чуть подробнее?

Н.З.: Если брать первый квартал этого года, то внешне с наполнением местных бюджетов стало даже немножко полегче. Это связано с тем, что были очень большие переплаты с налога на прибыль. Потому что правила начисления этого налога таковы: компания платит в первом квартале по результатам еще 2014 года, когда положение в экономике было получше. В силу этого налог на прибыль вырос на 8 процентов, а доходы бюджетов регионов – на 11 процентов. К тому же на 32 процента выросли трансферты из федерального бюджета. Это – без учета Крыма; с Крымом – на 37 процентов. Поэтому в первом квартале федеральные власти добавили денег регионам очень прилично. Другое дело, что статистика первого квартала не слишком показательная. Она технически может быть искаженной из-за межбюджетных расчетов.

В.В.: Чем это чревато?

Р.З.: Суть состоит в том, что федералы начали раньше передавать в регионы трансферты, хотя по бюджетному плану сам объем трансфертов должен в этом году существенно сократиться. Но мой внутренний голос подсказывает, что этот план не будет выполнен. Иначе регионам придется крайне тяжело. Добавлю: как это всегда бывало в острых ситуациях. А вот прибыли больше уже не будет в таких масштабах роста, потому что переплаты придется возвращать. Правда, большинство регионов договорилось с компаниями, крупными налогоплательщиками, о том, чтобы хотя бы до конца года отложить эту проблему.
Но основная трудность будет даже не в этом. Главный риск для бюджетов регионов в 2015 году – стагнация доходов населения.

Реальная зарплата падает ускоряющими темпами, номинальная – почти не растет. А это значит, что главный для большинства регионов налог (на доходы физических лиц) тоже не будет расти, а его доля составляет уже 34 процента от общего бюджета. Это много. Поэтому лучше в 2015 году не станет, хотя федералы денег все-таки добавят – это мое экспертное суждение – относительно того, что обещали в бюджетном плане.

В общем, регионы сейчас, как витязь на перепутье. С одной стороны, перед ними стоит задача рубки расходов на социалку (это процесс уже вовсю пошел): в 2015 году регионы впервые в массовом порядке – 20-25 регионов из 85 - начинают рубить социальные расходы в номинальном, подчеркиваю, выражении, а не в реальном. И одновременно перед ними поставлена задача выполнять все указы, в том числе дорожные. Это тоже очень затратно.

В.В.: Есть ли выход?

Н.З.: Как из этой ситуации регионы выйдут, я не имею ни малейшего представления. На мой взгляд, посылаемые сигналы федерального уровня таковы, что проще залечь на дно, чем выполнить столь противоречивые указания. Положение, в которое поставлены регионы, слегка отдает безумным чаепитием по Кэрролу Льюису. Потому что надо продолжать выполнять зарплатные указы и ускорить выполнение указов по строительству дорог и переселения из ветхого аварийного жилья – это затратные вещи – и при этом не допускать дефицита бюджета, чтобы получить деньги на поддержку в виде прежде всего бюджетных кредитов и специальных федеральных трансфертов. Вот как это все выполнить, моим мозгам доктора наук абсолютно непонятно. Это немножко шизофреническая ситуация.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG