Линки доступности

От Александра Македонского до Клеопатры


В одном из залов выставки. Photo by Oleg Sulkin

В одном из залов выставки. Photo by Oleg Sulkin

Беспрецедентная выставка эпохи эллинизма открылась в музее Метрополитен

18 апреля в музее Метрополитен в Нью-Йорке открылась выставка «Пергам и эллинистические царства древнего мира» (Pergamon and the Hellenistic Kingdoms of the Ancient World).

Три столетия эпохи эллинизма предстают во всем великолепии достижений искусства и архитектуры. Как подчеркнул директор музея Том Кэмпбелл, обращаясь к журналистам во время пресс-превью, впервые за свою историю музей принимает столь масштабную выставку произведений скульптуры и прикладного искусства интереснейшего периода человеческой цивилизации.

Музейное дело многим представляется делом академичным и неторопливым. Но быстрота реакции и в нем нередко приносит несомненные дивиденды. Когда руководители музея Метрополитен узнали, что Пергамский музей в Берлине закрывается на длительную капитальную реконструкцию, они без задержки предложили германским коллегам одолжить значительное число реликвий для выставки в Нью-Йорке.

Как сообщил «Голосу Америки» главный куратор выставки Карлос Пикон (Carlos Picon), из 265 ее экспонатов одна треть прибыла в Нью-Йорк из Берлина, в том числе фрагменты горельефа знаменитого Пергамского алтаря, а также другие артефакты, обнаруженные в столице пергамского царства.

«Я бы назвал наше сотрудничество с Пергамским музеем историческим, – сказал далее Карлос Пикон. – Мы готовили эту выставку пять лет. Помимо берлинского музея, нам предоставили свои шедевры эллинизма музеи Америки, Греции, Италии, Великобритании, Марокко, Туниса и других стран. Всего с нами сотрудничают в этом проекте 50 музеев и коллекций из 12 стран. Скажу честно, самым сложным делом оказалась транспортная логистика. В последние недели перед открытием выставки приходилось сильно ломать голову, чтобы выстроить четкий график получения, распаковки и установки скульптур и других артефактов, приходящих в Нью-Йорк от наших партнеров».

Как отмечают эксперты, выставка впрямую сопрягает важейшие исторические события той эпохи с выдающимися образцами искусства. Речь идет о времени, когда завоевания Александра Македонского активизировали торговый и культурный обмены на огромных территориях Южной Европы, Малой Азии и Ближнего Востока. Империя Александра после его смерти в 323 году до н.э. в возрасте 32 лет распалась на царства Селевкидов и Птолемеев, Понтийское, Пергамское, Боспорское царства, Ахейский союз и другие региональные государства. В них стало активно развиваться искусство, вобравшее в себя как классическую греческую традицию, так и вековые наслоения местных культур. Этот период продолжался почти три столетия. Историография подводит черту под эпохой эллинизма 30 годом до н.э., когда правительница Египта Клеопатра покончила с собой.

В открывающей выставку галерее выставлен скульптурный портрет Александра Македонского из мрамора, предположительно римская копия утраченного бронзового оригинала, исполненного легендарным придворным ваятелем Александра Лисиппом. Обозреватель «Нью-Йорк таймс» шутливо назвал эту голову, в которой имперская величественность сочетается с любованием красотой лица и шевелюры, «Джастином Бибером, обретшим достоинство». В экспозиции есть еще две бронзовые скульптуры, запечатлевшие Александра.

Центральной частью выставки является обширное собрание скульптур из мрамора, бронзы и терракоты, амфор, кухонной утвари, ювелирных изделий и монет из античного Пергама (ныне Бергама, на территории Турции). Здесь правила династия Атталидов.

Как объяснил Карлос Пикон, выбор пал на Пергам из всех столиц эллинистических царств по одной простой причине – именно этот древний город в 26 км от Эгейского моря лучше других сохранился. Многие реликты были обнаружены и вывезены в результате раскопок, проводившихся здесь в конце 19-го – начале 20-го века немецкими археологами, исследователями античности.

Несомненно, внимание посетителей привлечет внушительная четырехметровая мраморная скульптура Афины Парфенос, копия знаменитого оригинала Фидия. Она украшала святилище Афины и библиотеку Пергама, которая считалась в ту эпоху второй по значимости после Александрийской библиотеки.

Пергамский алтарь представлен горельефами, фрагментами фризов и декора потолка алтаря и оформления его внутреннего пространства. Это, вне всякого сомнения, самое знаменитое из сохранившихся в хорошем состоянии произведение искусства эллинистического периода. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами.

Исследователи отмечали повышенный драматизм всей композиции алтаря, страстность и даже исступленность, с которой сражаются непримиримые соперники.

Целым рядом блестящих образцов позднего периода эллинизма, включая бронзовые и мраморные скульптуры, выставка художественно «документирует» ослабление Пергама и торжество нового властителя древнего мира – Римской республики. Эта трансформация власти завершилась со смертью последнего правителя Пергама Аталла III, передавшего в завещании в 133 году до н.э. свое царство Римской республике.

Выставка в музее Метрополитен продлится до 17 июля 2016 года.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG