Линки доступности

Чего может добиться президент США в экономике и внешней политике?

Обращение президента Обамы к Конгрессу было посвящено в основном экономике. Темам внешней политики, обороны, охраны окружающей среды было уделено намного меньше внимания. Некоторых наблюдателей это удивило, поскольку именно на внешнеполитической арене администрации Обамы удалось добиться больших успехов.

Внешняя политика

Обама напомнил о выводе американских войск из Ирака и об аналогичных планах в отношении Афганистана. Президент подчеркнул, что США – тихоокеанская держава (напомним, что недавно была опубликована новая военная стратегия Соединенных Штатов, в которой была сделана ставка на усиление позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе) и подтвердил приверженность обеспечению безопасности Израиля.

Директор ядерного проекта Федерации американских ученых Ханс Кристенсен (Hans Kristensen, Nuclear Information Project, Federation of American Scientists) отметил, что Обама практически не затронул ядерную тему, за исключением упоминания об Иране, хотя в этой сфере накопилось множество вопросов, имеющих важное значение для США и глобальной безопасности. Кристенсен напомнил, например, о том, что уже через несколько месяцев на саммите в Чикаго НАТО планирует принять новую стратегию использования ядерного оружия.

Барак Обама лишь один раз упомянул о Китае (в контексте торговых проблем) и Россию (в ряду новых рынков для американских товаров и услуг). Такие же мощные международные игроки, как Европейский Союз, Индия, Бразилия, Канада, Индонезия, Канада, Мексика, вообще были оставлены без внимания.

Экономика

Президент в своей речи предложил пути разрешения ипотечного кризиса (напомним, именно он стал одной из главных причин начала глобальной рецессии в 2008 году), проведения налоговой реформы, поддержки американской промышленности, обновления инфраструктуры, постепенного отхода от использования нефти в качестве основного источника энергии, реформы госаппарата и пр. Он постоянно подчеркивал, что ожидает от Конгресса оперативной подготовки соответствующих законов

Майкл Эттлингер, вице-президент по экономической политике Центра за американский прогресс (Michael Ettlinger, Center for American Progress), высоко оценил предложения Обамы и обратил внимание на то, что президент призвал Конгресс «сфокусироваться на нуждах 99 процентов американцев, которые обеспечивают благосостояние страны».

«Сделав это, Обама дал начало общенациональным спорам, которые будут идти на протяжении года, – полагает Эттингер. – Должны ли мы строить экономику, основываясь на среднем классе, технологическом прогрессе и изобретательности, либо мы продолжим реализовывать провалившуюся стратегию президента Буша, предоставляя налоговые льготы для богатейших жителей страны».

Намного менее оптимистично оценивает экономическую стратегию Барака Обамы старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Андерс Ослунд (Anders Aslund, Peterson Institute for International Economics). По его мнению, экономическая составляющая речи «разочаровывает».

«Обама однозначно верит, что правительство может и обязано помогать и регулировать индустрии и даже частное предпринимательство, что входит в противоречие с традиционной экономической политикой США, – отмечает Ослунд. – В результате и так безнадежно сложная и неэффективная налоговая система США может измениться к худшему».

В отличие от Эттлингера, Ослунд не склонен списывать в утиль все наследие Буша: «Обама справедливо отметил значительное увеличение объемов выработки энергии в США, которое позволило уменьшить зависимость от импортируемой нефти. Однако это стало результатом инициатив, предпринятых администрацией Джорджа Буша».

Для Ури Дадуша, директора программы международной экономики Центра Карнеги за международный мир (Uri Dadush, Carnegie Endowment for International Peace), крайне важно то, что Обама смог обозначить одну из фундаментальных проблем, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты – проблему неравенства.

«Неравенство в США достигло таких масштабов, что выходцам из рабочего и среднего класса подниматься вверх по социальной лестнице намного сложнее, чем в Европе. Это точное обозначение проблемы», – говорит Дадуш.

Однако эксперт опасается, что некоторые предложения Барака Обамы войдут в противоречие с идеологией свободной торговли.

«Мне не понравились некоторые его предложения в сфере промышленности, в частности, идея субсидировать компании, которые возвращают рабочие места в США, и облагать дополнительными налогами тех, кто рабочие места выводит за пределы страны. Эти меры противоречат духу ВТО, поскольку носят протекционистский характер», – говорит Дадуш.

Достаточно иронично относится к предложениям Обамы в области внутренней политики Николай Петро, профессор политологии Университета Род-Айленда (Nicolai Petro, University of Rhode Island). Он отмечает, что Барак Обама «призвал всех работать вместе, напомнил аудитории, как плохо обстояли дела и как они улучшились».

«Он пообещал активизировать усилия по модернизации экономики, восстановлению промышленности и наказанию тех, кто обогащается за счет других. В целом это почти точная копия недавно опубликованной предвыборной программы Владимира Путина», – резюмирует эксперт.

Впрочем, маловероятно, что президенту Обаме удастся воплотить свои планы в год выборов, когда Конгресс традиционно предпочитает не принимать законов, носящих фундаментальный характер. В распоряжении президента остается один инструмент – указы, однако с их помощью он способен проводить лишь косметические изменения, поскольку крупномасштабные реформы требуют одобрения законодателей.

Даже если Барак Обама выиграет президентские выборы, нет гарантий, что кандидаты Демократической партии получат большинство в Сенате и Палате представителей. То есть, соглашаются аналитики, не очевидно, что экономическая стратегия Барака Обамы будет реализована в ближайшие годы.

XS
SM
MD
LG