Линки доступности

Сайт Healthcare.gov обошелся правительству почти втрое дороже, чем планировалось

Когда американские власти предупредили, что техническое обеспечение программы Obamacare может быть не готово к моменту ее запуска 1 октября, администрация выделила на несколько десятков миллионов долларов больше запланированного, чтобы подготовить государственный вебсайт для регистрации граждан в рамках самой масштабной новой социальной программы с 1960-х годов.

Как выяснило агентство Reuters по итогам изучения правительственных документов, сайт онлайн-страхования Healthcare.gov, являющийся ключевым элементом президентской реформы здравоохранения, обошелся стране в 292 миллиона долларов – почти втрое дороже изначально намеченной стоимости. Дополнительные средства на создание сайта выделялись с апреля этого года.

Увеличение расходов началось как раз в тот момент, когда представители федеральных органов и властей штатов стали предупреждать о том, что технологии, необходимые для работы ресурсов, где можно будет приобрести страховку Obamacare, нуждаются в доработке.

В марте на встрече представителей страхового бизнеса Генри Чао, заместитель главы отдела информации в одном из ведущих учреждений, занимающихся Obamacare, выразил опасения, что сайт может быть не готов к 1 октября, добавив: «Давайте постараемся, чтобы не вышло, как в странах третьего мира». На том же мероприятии его коллега Гарри Коэн отметил: «Все понимают, что в первый день ресурс не будет работать идеально».

Контракт на разработку сайта Healthcare.gov, выданный федеральному подразделению компании CGI Group, подвергся резкой критике после того, как на сайте, где можно оформить страховку на льготных условиях в 36 штатах, произошел сбой всего через несколько минут после его запуска, в результате чего миллионы американцев лишились возможности зарегистрироваться и приобрести страховку.

На третьей неделе работы сайта по-прежнему наблюдаются проблемы, над устранением которых, по словам властей, они работают круглосуточно. Даже сторонники администрации Обамы отнеслись к этому критически, а бывший пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс назвал ситуацию «мучительно постыдной» и призвал уволить ответственных за это сотрудников.

Пока неясно, почему происходят сбои в системе, и сколько времени уйдет на их устранение. Однако судя по резкому увеличению расходов незадолго до запуска сайта, нужды проекта значительно превысили изначальные ожидания подрядчика и Министерства здравоохранения и социального обеспечения.

«Трудно представить, почему стоимость возросла с запланированной максимальной отметки 93,7 миллионов долларов до 292 миллионов долларов», – отмечает генеральный консультант «Проекта государственного надзора», организации, которая занимается мониторингом деятельности подрядчиков правительства:

«Что-то изменилось. Вероятно, они столкнулись с какими-то проблемами и весной поняли, что не смогут осуществить проект за 93,7 миллиона долларов. Так что они просто проигнорировали изначально обозначенный потолок. И где же был надзор?».

Министерство здравоохранения и социального обеспечения отказалось дать агентству Reuters комментарии по поводу контракта.

Работа над сайтом началась с контракта на предоставление технологических услуг с открытыми сроками, впервые выставленного на тендер в 2007 году. В тендере принимала участие 31 компания. После расширения в сентябре 2011 года специально под создание сайта Healthcare.gov на контракт претендовали четыре участника, в том числе CGI Federal.

После расширения речь шла уже не о контракте, а о «наряде», поскольку это входило в условия изначального соглашения с CGI Federal от 2007 года об оказании IT-услуг Центрам по программам Medicare и Medicaid. Тогда CGI Federal сообщила о получении 55,7 миллионов долларов за первый год работы над созданием сайта.

Кроме того, по словам официального представителя CGI Линды Одорсио, были еще три опциона сроком на один год каждый. Таким образом, потенциальная стоимость контракта достигала 93,7 миллионов долларов. К августу 2012 года расходы на проект уже приблизились к этому лимиту.

В этом году расходы резко возросли. Правительство выделило еще 27,7 миллионов в апреле, 58 миллионов в мае и 18,2 миллиона в середине сентября.

В соответствии с официальными документами, общая стоимость работ CGI по разработке сайта Healthcare.gov составила 196 миллионов долларов. С учетом дополнительных опционов контракт оценивается в 292 миллиона.

Изменения в контракте на создание сайта были введены в связи с появлением более детальных требований к функционалу сайта, сообщил сотрудник CGI, знакомый с этим проектом.

Когда компания получила первый наряд на 55,7 миллионов долларов в 2011 году, большинство требований и руководств по осуществлению закона о доступном здравоохранении еще находились на стадии доработки, сообщил источник в CGI.

Администрация президента Обамы дорабатывала схему проведения реформы вплоть до этого лета. Многие положения требовали существенных изменений в работе сайта, которые подрядчикам пришлось выполнять в спешном порядке.

Компанию попросили предоставить информацию о том, что ей было известно о проблемах сайта, комитету по энергетике и торговле Палаты представителей, который возглавляет республиканец Фред Аптон. Другой подрядчик, Quality Software Services Inc, и Министерство здравоохранения и соцобеспечения также получили запросы на предоставление этих данных.

Законодатели-демократы и бывшие сотрудники администрации предложили правительству прибегнуть к услугам дополнительных подрядчиков, чтобы исправить сбои в работе сайта. В том числе, предлагалось обратиться к некоторым компаниям, успешно разработавшим сайты для страховых бирж в 14 штатах, которые предпочли заниматься этим самостоятельно.

CGI также занималась разработкой относительно успешных сайтов для ряда штатов, в том числе для Массачусетса и Калифорнии, а созданные компанией сайты для Колорадо и Гавайев оказались частично или полностью неисправными.

Первый контракт с CGI фигурирует в документах как контракт с неустановленными сроками и неопределенным количеством, что позволяло правительству составлять длинные списки возможных требований к подрядчику, отмечает Сара Глейч, юрист и специалист по госзакупкам компании Gibson, Dunn & Crutcher. «Можно давать очень общие определения работы – скажем, “телекоммуникационные услуги” – и понять, о какой именно работе идет речь, не удастся», – поясняет она.

По словам экспертов, преимущество таких контрактов в том, что их можно продлевать практически до бесконечности, и правительству не приходится открывать тендеры на дополнительные работы.

Поскольку в отношении контрактов на безконкурсной основе существуют жесткие ограничения, контракт с неопределенным сроком поставки инеопределенным количеством позволял правительству обойти эти ограничения, отмечает Саджив Малаветил, директор исследовательской компании Berkeley Research Group.

Такие открытые договора особенно подходят для работы в сфере IT. «Учреждения знают, что в какой-то момент им понадобятся IT-услуги или реализация системы. Такие контракты могут иметь срок от 5 до 10 лет, и требуется лишь выписывать новые наряды, соответствующие общему описанию характера контракта», – отмечает Малаветил.

Ни одна другая IT-компания не изъявила желания также поучаствовать в тендере на разработку сайта Healthcare.gov.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG