Линки доступности

Шпионские страсти на Таймс-сквер


Кит Мелтон на выставке у стенда «Истории с привидениями»

Кит Мелтон на выставке у стенда «Истории с привидениями»

В Нью-Йорке открылась уникальная экспозиция шпионского арсенала: от ледоруба Рамона Меркадера до ноутбука Анны Чапман

Забудьте о рецепте мартини от Джеймса Бонда и о суперменской прыгучести Итана Ханта (он же Том Круз). На выставке «Секретный мир шпионажа», открывшейся в минувшую пятницу в экспозиционном центре Discovery на Таймс-сквер в Нью-Йорке, разведывательная работа показана с гораздо более прозаической и будничной стороны.

В нескольких залах, полуосвещенных с подобающей тематике зловещей значительностью, выставлены под стеклом сотни экспонатов. Они, как указывает каталог выставки, впервые столь наглядно и подробно иллюстрируют реальный драматизм профессии «рыцарей плаща и кинжала». «Кто шпионы? Почему они занимаются шпионажем? Как они шпионят? И зачем? – говорится далее в каталоге. – Это не киносценарий – реальные истории, реальные артефакты...»

Выставлены образцы экипировки, включая пресловутый плащ, в котором шпионы, как известно читателям детективов, любят приходить с мороза. Фигурирует и устрашающего вида клинок, которым в OSS, первом разведведомстве США, вооружали агентов, засылаемых в тылы нацисткой армии в годы Второй мировой войны.

Макеты разведывательных судов и самолетов, фрагменты спутника-шпиона, карты и планшеты, взрывные устройства, шифровальные аппараты, ампулы с ядом, наборы инструментов для взлома, аппаратура для подслушивания и подглядывания... Народ толпится у витрины, где очень заметен ледоруб с засохшими следами крови. Этим орудием засланный советский агент Рамон Меркадер смертельно ранил Льва Троцкого в Мексике 22 августа 1940 года.

Еще один сильный магнит для посетителей – поддельные и подлинные документы, а также ноутбуки, которыми пользовались Анна Чапман и девять ее коллег, агентов российской разведки, арестованных в США в ходе беспрецедентной по масштабам контрразведывательной операции ФБР, названной «Истории с привидениями». ФБР арестовало эту группу в июне 2010 года после расследования, продолжавшегося десять лет.

Преобладающая часть экспонатов выставки поступила из собрания Кита Мелтона, бизнесмена из Бока-Ратона (Флорида), владельца сети ресторанов «быстрого обслуживания», который сорок лет назад увлекся коллекционированием технологических гаджетов и других предметов шпионского арсенала. Коллекцию Мелтона, включающую более 9 тысяч предметов, считают самым большим в мире частным собранием шпионского оборудования, приспособлений и документов. Он автор нескольких книг по этой тематике, консультант телесериалов «Шпионы» и «Война шпионов». Остальные экспонаты присланы музеем ЦРУ, ФБР и другими ведомствами США.

«Много книг написано книг о том, ЧТО шпионы делают, – сказал Кит Мелтон в интервью «Голосу Америки». – Но очень мало пишут о том, КАК они это делают. Меня меньше интересует политика, гораздо больше – технология. 50 лет назад мы жили в мире, где было крайне мало информации. Сегодня проблема иная – информации слишком много. Разведка должна просеивать и анализировать огромный объем сведений».

Самые яркие и драматичные страницы шпионской войны между США и Советским Союзом удостоились отдельных стендов. Так, воссоздана комната, в которой секретными радиопосланиями обменивался со своими англо-американскими «заказчиками» полковник Олег Пеньковский. ЦРУ присвоило ему кодовую кличку «Герой». Выставлены фотографии Пеньковского, тайно сделанные КГБ, его коротковолновый передатчик, фотокамера, которой он снимал секретные документы, а также фотокамера, установленная КГБ в потолке над его рабочим столом. «Шпион, который спас мир» – так аттестуется Пеньковский в материалах выставки.

«Все зависит от точки зрения, – отметил Кит Мелтон. – Для Америки Пеньковский – герой, для России – предатель».

Гордость экспозиции – специальный зал, вход в который имитирует громадную сейфовую дверь. Составленная преимущественно из вещей, присланных музеем ЦРУ, эта часть коллекции, по замечанию Мелтона, носит преимущественно «сентиментальный характер».

Служебное удостоверение легендарного директора ЦРУ Аллена Даллеса. Личный бланк Адольфа Гитлера, на котором сотрудник OSS в годы войны с нацизмом, а позднее директор ЦРУ Ричард Хелмс написал своему сыну взволнованное письмо в победные дни мая 1945 года. Пижонистые сапоги от дорогого лондонского обувщика, которые любил носить Уильям Донован, директор OSS – его считают отцом-основателем современной американской разведки. Оговорка «современной» уместна, поскольку саму идею сбора секретной информации озвучил еще Джордж Вашингтон в 1777 году, за что удостоился на выставке титула «первый американский мастер шпионажа».

В спецзале останавливают внимание два чуда американской шпионской технологии – крошечный летательный аппарат в виде стрекозы и радиоуправляемая рыба-робот. Несколько озадачивает присутствие в витрине миниатюрного издания книги Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Оказывается, роман, изданный ЦРУ в 1950-е годы на русском языке, рассматривался как «культурное оружие против коммунизма». Компактный размер помогал нелегально провозить книжицу в Советский Союз.

У стенда с массивным куском арматуры, начиненной разноцветными проводами, корреспонденту «Голоса Америки» пояснения дал один из русскоязычных сотрудников музея Мелтона, который просил называть его «Владом». По его словам, 22 года назад в звании подполковника он уволился из КГБ, где занимался «техническим обеспечением».

Кусок арматуры, как пояснил Влад, выломан из снесенного здания посольства США в Москве, которое было в 1980-е годы густо начинено подслушивающими устройствами. По решению Горбачева тогдашний глава КГБ Вадим Бакатин передал американской стороне чертежи подслушивающих устройств в знак «доброй воли». Бакатина за это резко критиковали его коллеги из спецслужб, считавшие, что он «сдал» американцам ценнейшие технологические секреты.

Какие экспонаты, по мнению Влада, самые интересные? Подойдя к разделу «Истории с привидениями», он уверенно показал на фотоаппарат и радиоприемник, которыми пользовались Анна Чапман и девять ее соратников.

«Эти вещи куплены в магазине RadioShack, – сказал он с усмешкой. – В мое время мы тоже там покупали аппаратуру для агентуры, это стало доброй традицией. А вот смотрите, вроде бы безобидная фотография с цветами. В ней содержится невидимое послание, зашифрованное компьютерным способом. В наши дни известный с древности метод стеганографии, то есть передачи информации при сокрытии самого факта передачи, получил благодаря новым технологиям мощный импульс».

Конечно, выставка не могла пройти мимо нашумевших историй предателей, двойных агентов, так называемых «кротов». Критическим для США был год 1985, который называют «годом шпиона». Тогда 14 американцев были арестованы, а часть из них осуждены за шпионаж против США. Тогда же сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс стал «кротом» КГБ, а сотрудник ФБР Роберт Ханссен возобновил тайную работу на Советский Союз.

В экспозиции выставлены записка Эймса своим советским «опекунам», которую он опрометчиво выбросил в мусорный бак, и письмо Ханссена с извинениями за предательство, которое он представил в суд на стадии вынесения приговора. Почетная грамота Госдепа Ханссену от 2001 года должна была служить прикрытием того, что он был уже к тому моменту фактически разоблачен и готовился его арест.

«Вы видите на выставке, что реальные шпионы вовсе не похожи на агента 007, – сказал «Голосу Америки» Кит Мелтон. – Шпион должен быть малозаметен, скромен, он сливается с толпой. Это последний человек, на которого вы подумаете, что он шпион».

Выставка в музее Discovery активно использует возможности интерактива. Посетитель может поиграть в шпиона: придумать себе внешность для маскировки, «сконструировать» ее на специальном монтажном столе, а также изменить свой голос. Или попробовать быстроту своей реакции в темном зале-лабиринте, уклоняясь от меняющих траекторию лазерных лучей.

Кроме того, почти у каждого раздела выставки установлены интерактивные мониторы по разным аспектам шпионской деятельности. Зритель нажимает на экран и видит десятки видеоинтервью с ветеранами «невидимой войны». Один из них, бывший начальник отдела маскировки ЦРУ Тони Мендес, говорит, что в 1960-70-е годы поручал своим сотрудникам отсматривать телесериал «Миссия: невыполнима» по мере выхода новых серий. После чего кое-что из увиденного, по признанию Мендеса, они брали на вооружение. Так что дистанция между профи шпионажа и их экранными воплощениями не столь уж и велика.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG