Линки доступности

Поучительный опыт города Норвуд

  • Майк Осборн

По мнению некоторых специалистов, экономический спад, который начался в США в конце 2007 года, почти закончился. Однако это малоутешительно для миллионов американцев, которые из-за рецессии потеряли работу. Во время кризиса особенно пострадала американская автомобильная промышленность. Одна только компания General Motors, в конечном итоге, закроет треть из 47 своих заводов, а также более тысячи автомобильных салонов по всей стране. Город Норвуд в штате Охайо уже переживал подобную ситуацию, когда General Motors закрыла там один из своих заводов в 1987 году. Однако Норвуд нашел выход из положения, сделав ставку на развитие других сфер экономики.

Более шести десятилетий завод по сборке автомобилей General Motors располагался на 20 гектарах земли в самом центре города Норвуд. На заводе работало более 4000 тысяч человек, он обеспечивал 35% всех налоговых поступлений в городской бюджет. Работа на заводе была грязной и опасной, но хорошо оплачиваемой, что помогло многим рабочим влиться в ряды среднего класса. Мэр Норвуда Том Уильямс говорит, что вместе с заводом General Motors процветал и город: «По выходным в местном торговом центре было не протолкнуться. Город, с финансовой точки зрения, был в отличной форме. Власти города все делали за вас. Было время, когда вам не нужно было даже выносить мусор – на это была специальная служба».

Процветание подошло к концу в 1987 году, когда General Motors закрыл свой завод, который к тому времени работал уже 64 года. В то время Рон Ранкин был президентом местного отделения профсоюза работников автомобильной промышленности. Он помнит последнюю машину, собранную на заводе в Норвуде: «Мы следовали за ней на протяжении всего конвейера. Конечно же там собралось много народа – шел общий разговор. Было ясно, что многие из нас в будущем уже не встретятся – того, что нас объединяло, больше не существует».

Ранкин рассказывает, что, по понятным причинам, рабочие были озабочены тем, что будет дальше. Но не только рабочие… Стив Кимми – журналист, много лет проработавший в основной газете района и освещавший события в Норвуде. Он вспоминает, как люди из близлежащих районов сплетничали о будущем города после того как завод будет закрыт: «Многие задавались вопросом, сможет ли Норвуд существовать без этого завода? Казалось, что жизнь в городе остановится».

Оказалось, что многие ошибались в своих прогнозах. Норвуд, в конце концов, стал опять процветать, несмотря на то, что процесс переориентации экономики был длительным и зачастую весьма болезненным. Вся земля, принадлежавшая некогда заводу General Motors, была перепрофилирована. До этого цены на недвижимость в городе падали, однако вскоре начался их рост, который продолжается и по сей день.

Кимми считает, что успех города во многом зависел от действий местного руководства. Он говорит, что у политиков обычно много разногласий, но после закрытия завода, политические партии забыли о своих разногласиях и стали вместе работать на благо города: «Это согласие в правящей верхушке очень важно. Однако городу крупно повезло еще и в том, что у его главы был четкий план и представление о том, каким он хочет видеть город в будущем».

План заключался в том, чтобы бизнес-сообщество города стало более разнообразным. И в городе этого добились. Деловая активность здесь на подъеме, несмотря на экономический спад в стране. «Мы пошли по пути развития медицинских и финансовых учреждений, – рассказывает мэр Норвуда Том Уильямс, – а также поощрения компаний и фирм, занимающихся разными видами деятельности, таким образом, чтобы не зависеть от одной индустрии. Сегодня, конечно же, кризис оказывает негативное влияние на экономику города, но представьте себе, что было бы с нами, если бы весь город держался на одном только заводе General Motors?»

Мэр Уильямс также отмечает, что Норвуд добился всего самостоятельно. Два десятилетия спустя в его голосе все еще слышно негодование по поводу отсутствия помощи со стороны: «Меня не волнует, был ли это General Motors, профсоюз или само правительство, но мы были свидетелями того, как они раздавали брошюры о том, как быстрее закрыть завод! Это было жалкое зрелище!»

Путь к восстановлению экономической стабильности города не был гладким. Норвуд опять испытал серьезные финансовые трудности в середине 90-х годов. По словам журналиста Стива Кимми, администрация города тратила налоговые поступления из казны на основе слишком оптимистичных прогнозов: «Город не тратил деньги в течение длительного времени, и поэтому некоторые вещи нуждались во внимании властей. Я говорю о таких очевидных вещах, как городские тротуары и благоустройство улиц. Но проблема заключалась в том, что они потратили слишком крупные суммы в надежде на дальнейший рост экономики и налоговые поступления».

Новые проекты пришлось отложить, когда темпы экономического роста в стране начали замедляться. Когда Рон Ранкин узнал о банкротстве General Motors, он вспомнил историю с заводом в Норвуде: «Жалко было смотреть, как завод разбирали по кирпичикам. Признаться, я тоже взял пару кирпичей домой. Однако время не стоит на месте и жизнь продолжается».

В конце сентября компания General Motors объявила о продажи своего отделения «Сатурн». Это означает, что еще больше американцев столкнутся с массовыми увольнениями и безработицей. Возможно, опыт Норвуда окажется им полезен.

XS
SM
MD
LG