Линки доступности

Норвежский снайпер и ксенофобия в Европе


Норвежский снайпер и ксенофобия в Европе

Норвежский снайпер и ксенофобия в Европе

Эксперты считают, что европейцы опасаются иммигрантов

Прицельная стрельба и кровавый взрыв, организованный норвежцем Андерсом Брейвиком в пятницу 22 июля, унесли жизни 76 человек и породили волны сочувствия, злости, истерии по поводу того, что произошло на днях в одной из самых развитых и социально стабильных стран мира. Однако главным вопросом, которым в первые часы после бойни задавались родственники погибших и простые обыватели, был вопрос из разряда рациональности и справедливости: за что нужно было так безжалостно уничтожать ни в чем неповинных людей?

Ответ широкая общественность получила вскоре после первого допроса подозреваемого, который спокойно, как законопослушный скандинав, сдался полиции после ее прибытия на место преступления. Как выяснилось, целью резни, всколыхнувшей умы и сердца граждан многонациональной Норвегии и всего мира, стало желание Брейвика продемонстрировать толерантным европейцам, что проповедуемый на Западе «мультикультурализм» должен вскоре «уничтожить западную цивилизацию, европейские традиции, национальную солидарность и христианство».

Цитируя выдержки из 1500-страничного манифеста «2083 — Европейская декларация независимости», написанного Брейвиком и мотивирующего его «крестовый поход» против «колонизации Европы» мусульманами, американская The Washington Post пишет, что стрелок выражал недовольство тем, что «СМИ изображают Норвегию как социалистическую утопию с культурным многообразием».

Европа «вот-вот взорвется»

В своем манускрипте, над которым он работал несколько лет, Брейвик выразил мысль, что большинство норвежцев вот уже десятки лет выступают против массовой иммиграции мусульман, но крупные СМИ это скрывают. «Во Франции, Нидерландах, некоторых крупных европейских городах ситуация еще хуже – Париж, Марсель, Брюссель вот-вот взорвутся», – цитирует выдержки из работы «норвежского стрелка» американское издание.

Восхваляя в своих высказываниях «новых правых» – неофашистов, неонацистов и ультранационалистов, Брейвик около 2000 года пришел к выводу, что ждать он больше не может и ему следует перейти к «альтернативным формам противодействия», пишет The New York Times.

Однако, как выяснилось, не во всех своих идеях норвежец был оригинален. Часть своих размышлений Брейвик просто скопировал из трудов американского подрывника-одиночки Теда Качинского, известного как Унабомбер.

«Талантливый» Унабомбер

Напомним, гениальный математик, принятый в престижнейший Гарвардский университет в возрасте 16 лет и к 25 годам ставший профессором Калифорнийского университета в Беркли, Тед Качинский в 29 лет решил покинуть светскую жизнь и поселился в хижине без электричества и водопровода в Монтане. Он мечтал стать самодостаточным и жить в гармонии с природой. Однако когда вблизи от его дома началось строительство дороги, существенно изменившее дикий ландшафт, Качинский решил массово рассылать бомбы.

Таким образом, бывший профессор пытался восстать против системы, которая «не замечала, что разрушает себя».

Целями Унабомбера (англ. Unabomber – university and airline bomber) были университеты и авиалинии, которые он считал главными двигателями технического прогресса – явления, которое, по его словам, разрушит человеческую цивилизацию.

За 17 лет – с 1978 по 1995 год – Качинский отправил почтой 16 бомб. Жертвами его рассылок стали 3 человека; 23 было ранено. Все попытки ФБР поймать злоумышленника ни к чему не привели.

Лишь в 1996 году после того, как The New York Times и The Washington Post согласились напечатать его манифест «Индустриальное общество и его будущее» (Industrial Society and Its Future), математика арестовали. Брат Качинского узнал стиль письма Теда, а также его убеждения в распространенном манифесте и информировал об этом ФБР.

Сейчас Качинский отбывает 4 пожизненных заключения в тюрьме штата Колорадо.

Легко уловимый мститель

Другим социальным «бунтарем», желавшим произвести резонанс в не устраивавшем его американском обществе, был придерживавшийся ультраправых взглядов Тимоти Маквей. Недовольство Маквея и его подельников основывалось на неудовлетворенности действовавшим законодательством о контроле над огнестрельным оружием и на одержимости сервайвализмом – субкультурой, объединяющей людей, которые активно готовятся к ожидаемым ими чрезвычайным ситуациям (стихийные бедствия, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.). Маквей также желал отомстить правительству и, в частности, сотрудникам ФБР за неудачную 51-дневную осаду поместья «Маунт Кармел» (штат Техас), где прятались члены секты «Ветвь Давидова». Штурм поместья завершился смертью 76 членов секты.

Утром 19 апреля 1995 года Маквей подогнал арендованный им грузовик, наполненный 3,2 тоннами взрывчатки, к правительственным зданиям в центре Оклахома-Сити и привел смертельный механизм в действие. В результате взрыва погибли 168 человек, в том числе 19 детей в возрасте до 6 лет. Ранения получили более 680 человек. Взрыв разрушил или повредил 324 здания, уничтожив при этом 86 автомобилей. Впоследствии специалисты оценили ущерб от взрыва в 652 миллиона долларов.

Маквея задержали всего через полтора часа после взрыва. Он ехал на автомобиле без номеров и имел при себе оружие.

Примечательно, что в результате рассмотрения дела Маквея присяжными заседателями, он был признан виновным только в 11 убийствах. Однако этого было более чем достаточно для того, чтобы вынести ему самый жесткий приговор. Маквей был казнён посредством смертельной инъекции в тюрьме штата Индиана 11 июня 2001 года.

Еще одним борцом с «системой» был майор армии США Нидал Хасан, учинивший расстрел своих сослуживцев на самой крупной на территории Соединенных Штатов военной базе Fort Hood 5 ноября 2009 года. За несколько минут стрельбы Хасан убил 13 и ранил 32 человека. Так же, как и норвежец Брейвик, Хасан, служивший на базе психиатром, решил изменить систему «альтернативными формами противодействия».
Мотивы действий Хасана пока не совсем ясны, а судебные заседания все еще продолжаются. Однако обвинения в экстремизме с майора были сняты, несмотря на то, что вскоре после начала расследования обстоятельств дела выяснилось, что Хасан состоял в переписке с имамом Анваром аль-Авлаки – одним из идеологов «Аль-Кайды».

По мнению некоторых экспертов, а также следователей, Нидал Хасан действовал самостоятельно и не состоял ни в каких связях с террористическими группировками. Влияние идеолога «Аль-Кайды» было незначительным, заключили специалисты.

Болезненный мультикультурализм

Проводя параллели между норвежской бойней и американскими терактами, американская журналистка афганского происхождения Фариба Нава отметила их «очевидное сходство».

«Неважно, где, кто и против кого совершает такие кощунственные действия. Ход мышления у нападающих, как правило, один, и он основан на фашизме», – отметила Нава.

Сравнивая процессы мультикультуризации европейского и американского общества, Нава отмечает, что в Западной Европе этот процесс протекает более болезненно, нежели в Соединенных Штатах.

«Америка – это земля иммигрантов. Здесь все понимают, что они откуда-то приехали и им нужно уважать быт и традиции их соседей. Я приведу афганскую диаспору в качестве примера. Большинство афганцев, из тех, кого я знаю, и кто проживает в США, прекрасно владеют английским, открывают свой бизнес и интегрируются в американское общество. К сожалению, я не могу сказать того же про Европу. В некоторых европейских странах, где у меня есть родственники и друзья, афганцы не ощущают себя частью того общества, потому что оно не приветливо по отношению к ним. Эти люди вынуждены быть этноцентричными, в том числе и в плане родного языка, который становится для них панацеей от ксенофобии», – говорит Нава.

Журналистка высказывает опасения, что манифест Брейвика, со всем его радикализмом и ультраправым видением мира, стал отчасти выразителем мыслей существенного сегмента европейцев, считающих, что иммигранты приезжают в их страны, чтобы насладиться достатком жизни, ничего не предложив взамен.

«На самом деле в последнее время как в США, так и в Европе мы наблюдаем множество случаев проявления откровенного расизма и религиозной нетерпимости, – считает Джозеф Герсон, директор Программы мира и экономической безопасности при неправительственной организации American Friends Service Committee, в состав которой входят представители множества религиозных конфессий. – Эти люди «подкармливают» друг друга радикальными идеями. К сожалению, нужно отметить, что сегодня у нас с Европой есть одна общая и достаточно серьезная проблема. Во времена социально-экономического кризиса, в котором мы сейчас пребываем, как в США, так и в Западной Европе, может появиться большое количество молодых людей, подверженных таким радикальным настроениям».

Герсон согласен с Навой в том, что мультикультурализм в Европе переживает сегодня не лучшие времена. США в этом аспекте сумели «дать малую фору» европейцам только потому, что они пережили турбулентные 60-е, когда страна обрела свое новое социальное «лицо», пройдя через лихие годы Движения за гражданские права.

«Только после 1960-х наше правительство смогло принять ключевые законопроекты, защищающие социальное, расовое и религиозное равенство. Несмотря на все это, я считаю, что США в своих анти-иммиграционных законах ничем не уступают нынешней Европе, так противящейся мультикультурализму», – заключает Герсон.

XS
SM
MD
LG