Линки доступности

Линкольн-центр и Еврейский музей показывают 47 фильмов из 11 стран

Творчество еврейского писателя Исаака Башевиса-Зингера знакомо многим по комедийной мелодраме «Враги. История любви» режиссера Пола Мазурски. Прототипом главного героя, обаятельного и влюбчивого иммигранта Германа Бродера, запутавшегося в отношениях с женщинами, стал, конечно же, сам писатель, роман которого положен в основу фильма.

Новый документальный фильм «Музы Исаака Башевиса-Зингера» (The Muses of Isaac Bashevis Singer) впервые открывает завесу тайны над личной жизнью нобелевского лауреата Башевиса-Зингера. Его книги переводились с идиш на десятки языков, и с многими переводчицами у любвеобильного писателя завязывались отношения, далеко выходившиеся за рамки профессиональных.

Этой лентой израильских режиссеров Асафа Галая и Шауля Бецера 14 января в Нью-Йорке открывается 24-й ежегодный Фестиваль еврейского кино (New York Jewish Film Festival).

Его устроители, Кинообщество Линкольн-центра и Еврейский музей, предлагают зрителям 47 фильмов, игровых и документальных, полнометражных и коротких, снятых в 11 странах и объединенных еврейской темой, представленной в самых разных жанрах и ракурсах. 21 фильм получит нью-йоркскую, американскую или мировую премьеры. Фестиваль пройдет до 29 января в залах Walter Reade Theater и Elinor Bunin Munroe Film Center, входящих в зрелищный комплекс Линкольн-центра.

«Я работаю на этом проекте с момента его основания, – рассказала «Голосу Америки» один из кураторов Еврейского музея Авива Вайнтрауб (Aviva Weintraub), директор кинофестиваля. – Он вначале фокусировался на фильмах из Советского Союза и Восточной Европы. Тогда это было важно, ведь происходило прощание с коммунизмом, и этот процесс отражали фильмы. Но с каждым годом мы расширяли географию за счет фильмов из Западной Европы, Израиля и США».

«На торжественном закрытии фестиваля, – сказала Авиа Вайнтрауб, –будет показана современная история любви, «Феликс и Мейра» (Felix and Meira) канадского режиссера Максима Жиру. Хасидка влюбляется в атеиста, и перипетии их «запрещенного» любовного романа разворачивается на фоне одного из районов Монреаля, где живут евреи-ортодоксы. Роль Мейры исполняет феноменальная израильская актриса Хадас Ярон, обратите на нее внимание».

Как подчеркнула Авива Вайнтрауб, cреди фестивальных премьер не останется незамеченной лента «Гетт: Процесс Вивиан Амсалем» (Gett: The Trial of Viviane Amsalem), выдвинутая Израилем на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Это реальная история женщины из общины ортодоксальных евреев, которая пять лет добивалась через суд развода с нелюбимым мужем. Согласно религиозным установлениям общины, на это требовалось согласие мужа. Ронит Элкабец играет главную роль в этой драме, которую она поставила как режиссер вместе со своим братом Шломи Элкабец.

«Идея сионизма» (The Zionist Idea) сорежиссеров Йосефа Дормана и Орена Рудавски анализирует рождение, принципы и эволюцию сионизма – одной из самых влиятельных и противоречивых политических идеологий нашего времени. Авторы фильма примут участие в дискуссии, которая пройдет 25 января.

Еще один кинодокумент, «В небесной дали» (Above and Beyond), рассказывает историю группы американских военных летчиков еврейского происхождения, которые в 1948 году отправились сражаться в небе Израиля за независимость еврейского государства. Впервые будут показаны уникальные кадры, снятые в те дни с борта израильских самолетов-истребителей. Режиссером фильма выступила Роберта Гроссман, а продюсером – Нэнси Спилберг, сестра Стивена Спилберга.

Как отметила Авива Вайнтрауб, в этом году заметно расширены программы фестиваля за счет «боковых секций», тематических программ и выставочных проектов. Среди них – показы работ израильской видеохудожницы Керен Ситтер (Keren Cytter), подборка рекламных роликов «фильмов нуар», выставка плакатов антивоенных фильмов, полуночный показ культового фильма 80-х «Брейк-данс» (Breakin’), мастер-класс режиссера и монтажера Сюзан Корда и специальный показ комедии «Клетка для птиц» (The Birdcage) недавно умершего выдающегося режиссера Майка Николса, выходца из семьи евреев-иммигрантов. В фильме блестяще сыграл Робин Уильямс, также ушедший в прошлом году.

25-летию документального фильма Дженни Ливингстон «Париж горит» (Paris Is Burning) посвящен юбилейный показ этой ленты о карнавальной гей-культуре Нью-Йорка, как и еще двух киноработ, отобранных для показа самим режиссером.

Разумеется, еврейский фестиваль не мог пройти мимо темы Холокоста. «Поехали!» (Let’s Go!) режиссера Михаэля Верхувена – острый и беспощадный анализ жизни в Германии в первые послевоенные годы.

«Запрещенные фильмы» (Forbidden Films) режиссера Феликса Меллера – своего рода экскурсия по самым секретным комнатам германского киноархива, где хранятся печально знаменитые нацистские пропагандистские ленты типа антисемитского опуса «Еврей Зюсс».

Известный израильский режиссер Амос Гитаи в ленте «Цили» (Tsili) адаптировал для экрана роман Ахарона Аппельфельда о судьбе юной еврейской девушки, спасающейся от нацистов в глухом лесу под Черновцами.

С Россией, Восточной Европой прямо или косвенно связаны несколько фильмов, участвующих в фестивале. Софи Такер родилась в 1887 году в России в бедной еврейской семье, эмигрировала в США, где стала иконой театра, радио и телевидения. Невероятной карьере королевы водевиля посвящен фильм Уильяма Газеки «Возмутительная Софи Такер» (The Outrageous Sophie Tucker).

Хилла Медалиа проследила за взлетами и падениями известного израильского дуэта кинопродюсеров и режиссеров Менахема Голана и Йорама Глобуса. В документальном фильме «Парни, которых не остановить» (The Go-Go Boys) она концентрируется на самых сенсационных моментах их международной карьеры, включая успех компании «Кэннон филмз» и ее болезненный крах. Мы увидим в кадре российского режиссера Андрея Кончаловского, которому Голан и Глобус помогли реализовать ряд американских проектов, включая «Поезд-беглец».

Режиссер-экспериментатор Билл Моррисон отправился по следам своего деда, который совершил в 1927 году поездку в Советский Союз и снял уникальные кадры в сельских районах Украины и Белоруссии. «Назад к почве» (Back to the Soil) включает эти кадры, которые сегодня перемонтированы Моррисоном в стилистике интригующего и трагического «ретро».

Российская картина «Ангелы революции» (Angels of Revolution) режиссера Алексея Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари») сталкивает в причудливо-гротескном киноколлаже культуру древних язычников-самоедов и русский революционный авангард 20-30-х годов. Советская утопия пыталась, как известно, совместить несовместимое, и этот неразрешимый конфликт цивилизаций и ментальностей Федорченко передает в своем «фирменном» стиле иронического романтизма.

«В этот раз был довольно небогатый на еврейские фильмы выбор фильмов из России и Польши, – заметила Авива Вайнтрауб. – Но я очень горжусь, что мы показываем «Ангелы революции» Алексея Федорченко. Я высоко ценю его творчество. И еще я рада сообщить, что мы ожидаем приезда на фестиваль как Алексея, так и исполнительцы главной роли Дарьи Екамасовой».

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG