Линки доступности

4-й Фестиваль российского документального кино в Нью-Йорке


4-й Фестиваль российского документального кино в Нью-Йорке

4-й Фестиваль российского документального кино в Нью-Йорке

«Незамутненный взгляд на то, что в России происходит с человеком»

В пятницу вечером в Нью-Йорке в киноцентре Tribeca Cinemas открылся 4-й ежегодный Фестиваль российского документального кино. В программе фестиваля – 18 картин, снятых режиссерами России и русскоязычной диаспоры США. Все эти работы – лауреаты российских и международных кинофестивалей 2010 и 2011 годов.
Открыла фестиваль мировая премьера ленты «На улице прекрасная погода», созданной одним из ведущих документалистов России Мариной Разбежкиной. Это фильм-исповедь одного из самых интересных современных писателей России – Людмилы Петрушевской.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» накануне открытия фестиваля режиссер отметила, что Петрушевская, которую она называет «великим писателем», не любит сниматься и никогда прежде не снималась. «Но так как мы с ней знакомы лет 35, и она мне доверяла, я в конце концов уговорила ее сняться, – рассказала Разбежкина. – Она недовольна результатом. Она себя видела другой – здесь наши взгляды разошлись. Я знаю, и всегда говорю студентам, что никогда не надо снимать друзей. Но для документалиста это очень хорошая примета – если герою фильм не нравится, значит ты что-то увидел такое, что он не хотел показывать. Хотя этот фильм очень доброжелателен по отношению к Петрушевской – и я, и съемочная группа относимся с симпатией к героине. Я очень рада, что мы сумели ее снять, потому что это – первая большая работа о Петрушевской. Прежде были засняты лишь ее выступления – либо она читает какие-то свои рассказы, либо она поет. А все остальное оставалось за кадром. Возможно, мы открыли то, что она и хотела оставить за кадром».

После просмотра фильма Марина Разбежкина представила фрагменты фильмов выпускников своей Мастерской, среди которых – Валерия Гай Германика, Ольга Маурина (победитель 3-го Фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке) и другие.

«Незамутненный взгляд на то, что в России происходит с человеком»

Выступая на приеме в честь открытия фестиваля в российском консульстве, Разбежкина согласилась с Генеральным консулом РФ в Нью-Йорке Андреем Юшмановым, заявившем, что документальное кино может способствовать углублению взаимопонимания между народами России и США.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» режиссер также сказала, что считает российскую документалистику «самым ценным, что есть сегодня в России». «Это такой незамутненный, наиболее честный взгляд на то, что в России происходит с человеком, – сказала Разбежкина. – Это вовсе не обязательно политическое или остро-социальное кино. Это может быть кино узкого спектра, когда жизнь человека рассматривается очень близко с помощью камеры. И, как выясняется, когда эта жизнь во всех подробностях существует на экране, она становится ценной, и зачастую говорит о той же самой России гораздо больше, чем какие-то политики. Это может быть никому неизвестный маленький человек, сидящий в своей небольшой квартире, который рассматривается подробно. Этот взгляд через детали очень важен, потому что, к сожалению – я не знаю, как Америка – но Россия относится к тем странам, которые очень любят говорить о большом, и редко говорят о малом. А мы (документалисты – М. Г.) через малое говорим о большом, и мне кажется, что это гораздо более верный взгляд».

Закроет фестиваль в воскресенье работа известного режиссера Сергея Коковкина «Демарш энтузиаста», посвященная 70-летию писателя Сергея Довлатова. Как сообщил режиссер корреспонденту «Голоса Америки», в Нью-Йорке будет показана авторская версия фильма, которая существенно отличается от той, что была продемонстрирована каналом «Культура». «К сожалению, канал «Культура», который мне заказал этот фильм, должен был «ужать» отснятый материал до 40 минут, хотя у меня материала было отснято на 3 серии, – рассказал режиссер. – После того, как я сдал фильм и уехал в Соединенные Штаты, где я ставил спектакль, на канале «Культура» произошла какая-то перестройка, и мой фильм был сокращен и перемонтирован: какие-то сцены были выкинуты, какие-то заменены другими. Все это было сделано без моего ведома, и в результате конструкция фильма была нарушена. Они даже название поменяли. На канале фильм был показан за несколько дней до юбилея Сергея под названием «Ушел, что бы остаться»».

По словам Коковкина, ему уже удалось показать свой, авторский вариант картины в Таллине и в Санк-Петербурге. Теперь ее увидят и в Нью-Йорке. «Это три города, которые прошли через судьбу Довлатова», – добавил он.

«Я был знаком с Сережей еще когда был школьником, так как учился с его братом, – рассказал режиссер. – Я проследил судьбу Довлатова, она прошла через наши встречи и в Питере, и в Таллине. Он писал обо мне, о моих спектаклях. Я был в Нью-Йорке в день его смерти 24 августа 1990 года. Поэтому мне хотелось собрать тех людей, которые его знали, знали какие-то потаенные вещи. В процессе работы над фильмом я услышал какие-то исповедальные истории, которые иногда были совершенно неожиданными для меня».

К своей прошлой работе об Иосифе Бродском и фильме о Довлатове Сергей Коковкин надеется добавить картину об ушедшем из жизни в Нью-Йорке художнике Вагриче Бахчиняне. «Это люди, которые несли и сохраняли русское слово в Нью-Йорке, – сказал режиссер. – Я надеюсь, что мне удастся завершить этот триптих».

Астафьев, Распутин, русскоязычная диаспора, американские экологи, и другие

На фестивале будут представлены фильмы о выдающихся представителях современной русской культуры – Викторе Астафьеве (его исповедь о войне – фильм «Веселый солдат» режиссера Андрея Зайцева получил главную кинонаграду России в 2010 году - «Золотого орла»), Викторе Некрасове, Михаиле Казакове, Сергее Юрском, Андрее Вознесенском, Анне Нетребко.

По мнению главного редактора издающегося в Нью-Йорке «Нового Журнала», учредителя фестиваля российского документального кино Марины Адамович, особый интерес представляет лента «Река жизни» известного режиссера Сергея Мирошниченко, лауреата американской премии Emmy и российского «Золотого орла». Это философская работа, в которой писатель Валентин Распутин рассказывает об истории гибели деревни и страданиях ее жителей, вынужденных переселяться из-за строительства гидроэлектростанции, оставляя воде могилы своих предков.

Экологическую тему продолжит работа американского документалиста Даниэля Левина «Камчатка». После просмотра состоится встреча с американскими экологами, которые работают над проблемами Байкала. О работе над новой лентой под названием «Байкал – голубая жемчужина Сибири» расскажут ее режиссер Джон Корсо и Петр Хлебников, брат убитого в Москве американского журналиста Пола Хлебникова.

Среди работ молодых режиссеров русскоязычной диаспоры – работа Дмитрия Хавина «Художники Одессы» – ностальгический взгляд молодого режиссера на родину его предков. Перед зрителем предстает Одесса Бабеля, Жаботинского, Эйзенштейна, Кандинского и других.

Зрителей в Нью-Йорке впервые ждет встреча с кинематографистами Юга России. В рамках фестиваля будет показана лента «Бегущие сельской тропой», чьи герои - простые жители Дона – любят свою землю и хранят заветы отцов.

В этом году фестивальные просмотры пройдут не только в киноцентре Tribeca, но и на двух дополнительных площадках: в еврейском Культурном центре ShoreFront в Бруклине и в русском культурном центре «Отрада». При чем в «Отраде» будут показаны две ленты, которые не будут демонстрироваться на других площадках – «Остров Лемнос. Русская Голгофа» о греческом острове в Эгейском море, который стал приютом для десятков тысяч беженцев из России и частей Русской армии во главе с генералом Петром Врангелем; и «Толкай телегу к звездам…» – о русском поселении Чураевка в штате Коннектикут, куда в 1930-40-е годы приезжали Сергей Рахманинов, Михаил Чехов, Николай Рерих, Игорь Сикорский. Там Н. К. Рерих создал часовню Сергия Радонежского, которая, как и вся Чураевка, занесена в государственный реестр исторических памятников США.

Полярные подходы «покажут Россию такой, какая она есть»

В этом году, как и в прошлом, фестиваль объединяет темы и подходы, которые не так часто сочетаются, а зачастую остаются полярными: эмиграция первой, второй и третьей волн; писатели-диссиденты и почвенники. По словам Марины Адамович, это сознательная политика фестиваля. «Когда фестиваль задумывался, его основной задачей было предоставить Америке информацию о России – о ее прошлом, настоящем и, может быть, даже будущем – но не в нашем пересказе, а словами самих россиян, нынешних жителей России, – рассказал она. – Российская документалистика справляется с этой задачей. Мы просто предоставляем им площадку. Они действительно все разные, вплоть до того, что иногда некоторые не здороваются друг с другом, враждуют друг с другом. Но все они представляют современную настоящую Россию. Наша задача – не помирить их и не выделить кого-то, а показать Россию такой, какая она есть. А дальше американский зритель уже сможет разобраться».

Фестиваль носит конкурсный характер. Жюри фестиваля, в которое входят политолог Нина Хрущева, режиссер Александра Свиридова, кинокритик Тони Анемоун, историк русской культуры Джон Наринс, член Дворянской ассоциации США Грэг Месняев и художник Виталий Комар, в день закрытия фестиваля огласит имена победителей, которых ждут призы от ювелирной фирмы Alex Soldier. Фильмы-лауреаты будут показаны в Русском культурном центре в Вашингтоне 4 октября.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG