Линки доступности

Прощание «Невского экспресса»


В Санкт-Петербурге состоялись похороны погибших во время крушения скорого поезда «Невский экспресс» в минувшую пятницу, когда на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка – Угловка с рельсов сошли два последних вагона. Согласно версии следствия, причиной катастрофы стал теракт. Тем не менее, в последние дни в российском сегменте Интернета все активнее выступают сторонники версии о том, что пассажиры «Невского экспресса» стали жертвой так называемой «техногенной катастрофы». То есть, рельсы не выдержали нагрузки колес мчавшегося со скоростью 200 км/час поезда. Кстати, и фотосъемка с места катастрофы не добавляет ясности – по мнению ряда опытных сотрудников железной дороги и отставных военных, имевших дело с взрывчаткой, 7 килограммов в тротиловом эквиваленте должны были бы причинить значительно большие разрушения. Особенно это бросается в глаза, когда рядом выставляют фото взрыва двухлетней давности – разрушения практически одинаковые.

Между тем руководитель Главного Управления МЧС Российской Федерации по Санкт-Петербургу генерал Леонид Беляев, выступая перед депутатами городского парламента, заявил, что если бы следовавший из Москвы экспресс не опоздал в минувшую пятницу на одну минуту, на месте катастрофы оказались бы два поезда – «Невский экспресс» и «ЭР-200», и таким образом, человеческих жертв могло быть намного больше. Дело в том, пояснил Леонид Беляев, что в то время, когда произошел взрыв, два скорых поезда – один из Москвы, другой из Петербурга – традиционно встречаются в этом месте.

Глава МЧС по Санкт-Петербургу также отметил, что действия сотрудников его ведомства не подлежат критике, поскольку все тяжело раненые были доставлены в больницы, а шестеро наиболее пострадавших были немедленно отправлены самолетами в Москву. В ответ на упреки депутатов от фракции «Справедливая Россия» о том, что помощь подоспела слишком поздно, и что за рубежом в подобных случаях незамедлительно высылают вертолеты, генерал Беляев сказал: «Западу нужно учиться у нас спасать людей».

Те же, кто действительно спасал людей после катастрофы с «Невским экспрессом», в среду получили правительственную награду. В частности, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин вручил 79-летней жительнице Новгородской области Елене Голубевой знак «Почетный железнодорожник» и премию в размере 50 тысяч рублей. Дело в том, что в ее дом, расположенный рядом с местом трагедии, привозили раненых, и Елена Михайловна оказывала пострадавшим посильную помощь, пока их не увозили в больницы.

В среду на Поклонной горе в Москве и на Сенной площади Санкт-Петербурга прошли митинги под лозунгом «Россия против террора». Участники акции держали плакаты с надписями «За будущее без террора», «Террористы – не люди», «Найти и уничтожить», «Скажем «нет» терроризму». Организатором акции стала партия «Единая Россия». В Петербурге митинг собрал не более 700 человек, а объявленного телемоста между Поклонной горой и Сенной площадью не получилось, как было объявлено, по техническим причинам. Перед петербуржцами выступили депутат Госдумы Артур Чилингаров и спикер городского парламента, лидер местного отделения «Единой России» Вадим Тюльпанов. А вот председатель Государственной Думы Борис Грызлов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, несмотря на анонсированное их участие, перед собравшимися так и не появились.

Расследование обстоятельств взрыва идет полным ходом, к трагедии приковано внимания всего мира, и тут же появляются желающие заявить о себе. Штаб Вооруженных Сил Имарата Кавказ, под руководством Доку Умарова, распространил 2 декабря заявление, в котором берет на себя ответственность за подрыв «Невского экспресса». За минувшие пять дней это уже вторая «заявка» на резонансное происшествие от радикальных группировок. Первая появилась уже на следующий день после крушения поезда и была подписана некоей организацией «Комбат-18». Силовики подобные заявления считают пиаром на крови, не имеющим никакого отношения к реальности.

Между тем, российским СМИ стало известно, что никто из бригады «Невского экспресса» от 27 ноября (состоявшей из 16 человек), не может с уверенностью сказать, вернется ли он когда-либо на этот поезд, и вообще - выйдет ли на работу. Многих железнодорожников от этого шага отговаривают родственники. Среди участников данной бригады есть и те, кто пережил взрыв «Невского экспресса» в августе 2007 года.

Накануне в СМИ появилась также информация о том, что рассматривается вопрос о переименовании поезда №166. Раз уж название «Невский экспресс» оказалось таким роковым.

Что касается обещанной властями финансовой помощи, то никто за ней еще не обратился. Люди заняты похоронами или лечением. В страховой компании ЖАСО, которая занимается страхованием пассажиров на железной дороге, заметили, что было только несколько телефонных звонков – уточняли необходимый перечень документов. Впрочем, от этой страховой компании пассажиры получат немного – максимум – 12 тысяч рублей на одного пострадавшего. Основные выплаты – более 1 миллиона рублей семьям погибших до 500 тысяч рублей раненым – пойдут из резервных фондов Петербурга и РЖД.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG