Линки доступности

Революция в музыкальном бизнесе

  • Алиса Крутовская

Мир переживает очередную революцию в музыкальном бизнесе. В мире еще есть поклонники виниловых пластинок и компакт-дисков, однако многие отказываются от покупок CD и DVD.

Маркетинговая компания Forrester Research подсчитала, что в 2009 году объемы музыкальных продаж на всех видах носителей в США составили 6,9 млрд долларов; тогда как в 1999 году они составляли 14,6 млрд.

Снижение продаж принято связывать с появлением бесплатных аудио и видеозаписей в Интернете. «Эпидемия халявы» началась в 1999 году – с появлением портала Napster, на котором можно было обмениваться музыкальными файлами. Благодаря Napster виртуальная стоимость одного компакт-диска упала до нуля.

Это далеко не первый виток музыкально-технологической революции. Первый революционный рывок произошел после окончания Второй мировой войны: в 1948 году был изобретен транзистор, и уже в 1954 году компания Texas Instruments выпустила в продажу первый портативный транзисторный приемник. Приемник, который можно было носить в руке, в корне изменил стиль жизни: музыку стали слушать в общественных местах, приемники стали объектом моды.

Создание карманного радио позволило невообразимо развиться многим отраслям экономики США. Общий экономический эффект от изобретения транзисторного приемника никем не подсчитан, но очевидно, что он колоссален. Аналогичный эффект испытывала мировая экономика каждый раз, когда в мире появлялась новая технология «карманной музыки». Известно высказывание, что изобретение кассетного магнитофона стало причиной азиатского экономического чуда.

Следующий рывок произошел в 1963 году, когда компания Philips создала портативный магнитофон: это был принципиально новый тип устройства – впервые любитель музыки получил возможность в машине или на ходу слушать любимую музыку. Три года спустя компании Ford и RCA вывели на рынок автомобиль со встроенным магнитофоном.

В 1979 году компания Sony выпустила в продажу кассетный плеер Walkman. Идея создания подобного устройства зародилась у одного из руководителей компании во время его поездки в США: он обнаружил, что магнитофон тяжело постоянно носить в руке, а молодежи, ведущей активный образ жизни, может понравиться карманный магнитофон, размером с приемник. Чтобы максимально удешевить устройство, этот магнитофон был лишен функции записи. Walkman сделал популярными утренние пробежки: плееры позволяли не просто бежать, но и слушать записи.

В 1970 году был создан прототип компакт-диска, в 1971 году компания Intel произвела первый компьютерный чип. Вместе эти изобретения позволили создать новую индустрию. В 1980 году был создан стандарт записи CD, а в 1983 году – проигрыватели компакт-дисков. В 1988 году появились первые модели автомобилей, оборудованных CD-плеерами, а в 1991-м стало возможным самостоятельно записывать музыку на компакты.

Музыкальная индустрия пытается адаптироваться к новым требованиям потребителей. Пока это получается хуже, чем в предыдущие революционные эпохи. Как пишет газета Wall Street Journal, в 2010 году прибыль от продажи музыки онлайн превысит прибыль от продажи компакт-дисков. Некоторые исполнители сознательно уходят во Всемирную сеть – законодательницей моды здесь стала певица Lady GaGa, большинство песен которой продается через Интернет. Ныне принято считать, что Lady GaGa потенциально способна вернуть прибыльность музыкальной индустрии, находящейся в глубоком кризисе.

Однако, согласно аналитической компании BigChampagne, большинство поклонников ее творчества, тем не менее, предпочитают слушать ее песни по старинке: через бесплатные Интернет-каналы, такие как YouTube и MySpace.

XS
SM
MD
LG