Линки доступности

Модернизацию России тормозит профобразование

  • Анна Невская

Заседание под председательством президента Дмитрия Медведева было посвящено развитию профессионального образования в РФ. Главный вывод, к которому пришли собравшиеся – именно система образования является главным тормозом модернизации российской экономики. «Рост финансирования высшего образования, происходивший в последние годы, обеспечил условия для благоприятного развития профессионального образования. Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло», – цитирует сайт «Единой России» доклад, подготовленный к заседанию рабочей группой Госсовета.

Эксперты «Единой России» указывают на то, что большинство приоритетных сфер модернизации экономики, выделенных правительством – просто красивые слова, предпосылок к тому, чтобы Россия стала занимать в этих отраслях лидирующие позиции, пока нет.

Мнения экспертов, опрошенных «Голосом Америки», разошлись. «Если рассматривать модернизацию, как заимствование чужого опыта и перенос его на российскую почву, то в технологической сфере это не представляет сложности. Новые производственные комплексы и линии сегодня не сложно разместить в России. Но управление высокотехнологичным производством требует компетенций, которые сейчас в дефиците. Речь идет не о классических инженерах, а о специалистах, владеющих технологиями системной инженерии. Вот и получается, что технологические мощности развиваются быстрее, чем растут люди», – говорит директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин.

Сложившаяся в России ситуация, по его мнению, характерна для всех стран, переживающих период интенсивного развития. В зависимости от того, на каком этапе развития находится экономика, возникает потребность в тех или иных специалистах. Так, в 90-х годах, когда речь шла о переносе на постсоветское пространство институтов рыночной экономики, были востребованы юристы и экономисты. «Сейчас, когда мы вступаем в новую стадию развития нашей экономики, нужны технические специалисты. И подготовить их в одночасье не получится. Для подготовки специалиста по биотехнологиям, например, необходимо 20 лет. Новые задачи невозможно решить старыми институтами, требуется поменять всю структуру. Поэтому проблема преобразования университетов действительно стоит очень остро», – считает Владимир Княгинин.

Политолог Борис Вишневский, напротив, уверен, что если где-то в России есть относительный порядок, так это в образовании. «Я не вижу вообще никакой модернизации, поэтому говорить о ее темпах бессмысленно. Как раз система образования у нас приличная, практика показывает, что там, где преподавателям не мешают, они дают приличную подготовку. И яркая иллюстрация этому – большое количество выпускников, которые по окончании ВУЗа отправляются работать за границу. В те же Соединенные Штаты перебираются все, у кого есть хоть какая-то возможность», – заявил Борис Вишневский.

Так что модернизацию, по его мнению, тормозит вовсе не система образования, а все что начинается потом. «О какой модернизации может идти речь, если невозможно заниматься бизнесом, не делясь с чиновниками. Если у молодого человека нет связей во власти, никакая подготовка не поможет ему пробиться», – возмущен Борис Вишневский.

Действительно, по данным ВЦИОМ, в 2010 году 42 процента абитуриентов российских ВУЗов выбрали в качестве будущей профессии государственную службу. Количество потенциальных чиновников, растет на протяжении последних несколько лет, в то время как престиж рабочих специальностей падает. По мнению президента РФ Дмитрия Медведева, в этом отчасти виноваты средства массовой информации. Образ рабочего в СМИ сейчас выглядит «кисло» и эту ситуацию необходимо исправлять, считает президент.

Борис Вишневский полагает, что причина в другом. «Молодые люди мечтают стать чиновниками потому, что они хотят обращать минусы этой системы в свой доход. Так что проблема не в образовании. Я сам читаю лекции и нашу систему образования вижу изнутри. И я не хотел бы никаких изменений в системе образования, так как каждая реформа в системе образования для нас плохо заканчивается. Бороться нужно с коррупцией, чтобы чиновники перестали извлекать пользу из своего положения. Суд нужен справедливый, потому что сегодня самый продвинутый специалист беззащитен перед российской государственной машиной», – считает Борис Вишневский.

Владимир Княгинин, однако, уверен, что и системе образования не помешает перезагрузка. Он согласен, что образовательным институтам необходимо вернуть исследовательские функции, которые в 30-50-х годах прошлого столетия были переданы в ведение Академии Наук. «С другой стороны, логика 19 века, когда науку двигала добрая воля конкретного ученого и его исследовательский интерес, должна уступить место новому подходу, суть которого чуткая реакция исследователей на мейнстрим и потребности экономики».

Он выражает сожаление, что эту систему невозможно просто перенести с места на место.

О других события в России читайте здесь

XS
SM
MD
LG