Линки доступности

Сколько проживет «Живой журнал» в России?

В октябре крупнейшая в мире социальная сеть Facebook опередила «Живой журнал» по посещаемости в России. Об этом сообщает аналитическая компания TNS. По ее сведениям, за последний месяц количество российских посетителей Facebook составило 13,4 миллиона, то есть на 1,9 миллиона больше, чем в сентябре. ЖЖ в октябре посетили 13 миллионов россиян. В России у ЖЖ всегда был особый статус: помимо площадки для общения он был «тем самым местом» для политических дискуссий. Где будут вести споры завтра, боятся ли блогеры цензуры, эффективна ли политическая агитация в Сети – об этом Русская служба «Голоса Америки» спросила политических и гражданских активистов и просто молодых людей.

Евгения Чирикова, лидер защитников Химкинского леса

Про Facebook ничего сказать не могу, не использую его. Но я очень активно веду Twitter, намного чаще, чем ЖЖ, потому что, во-первых, там проще выкладывать новости, а во-вторых, он надежнее – ЖЖ часто плохо работает. Думаю, что, независимо от выборов, Twitter для агитации лучше всех остальных площадок: у людей нет времени читать много, а тут передается только суть, есть возможность фото выслать. К тому же Twitter связан с ЖЖ, и это удобно. Вполне верю в такую версию, что ЖЖ «кладет» Кремль. Но не только ЖЖ, а любой сайт, на котором появляется информация о реальной деятельности «партии жуликов и воров». Например, наш сайт ecmo.ru атакуют регулярно.

Илья Яшин, политик, один из лидеров движения «Солидарность»

ЖЖ тоже изначально американский ресурс, который, правда, в нашей стране приобрел большую популярность, чем за океаном. В свое время он стал уникальной дискуссионной площадкой. В стране стремительно укреплялась цензура, парламент перестал быть местом для политической дискуссии, выборы превратились в профанацию. А ЖЖ был свободен, и люди могли здесь безбоязненно спорить и критиковать власть. Однако сегодня ресурс переживает явно не лучшие времена. С одной стороны, ЖЖ испытывает постоянные хакерские атаки, которые отпугивают пользователей. С другой стороны, усилилась конкуренция со стороны социальных сетей (в том числе Facebook), которые привлекают блогеров новизной и форматом коротких сообщений вместо традиционных больших текстов.

Я сомневаюсь, что Facebook в России сможет полноценно конкурировать с «ВКонтакте». Facebook изначально привлекал пользователей некой элитарностью: здесь много политиков, журналистов, персонажей светской хроники. Здесь происходят острые общественно-политические дискуссии. Не обходится без дискуссий и в «ВКонтакте», но этот сайт занимает огромную нишу своего рода сайта знакомств (вытеснив «Одноклассников»). А это очень широкая аудитория.

На протяжении последних лет блоги, как ни странно, были даже полезны власти. По сути, львиная доля протестной активности была сосредоточена в сети. Многие люди предпочитали написать пост в ЖЖ или поставить плюсик в «ВКонтакте» вместо того, чтобы идти на митинг, где могут избить и арестовать. Однако ситуация меняется. Пусть Интернет еще не может конкурировать с телевидением в формировании общественного мнения, но мы постепенно учимся использовать интернет-технологии в реальной жизни. Все чаще удается мобилизовать людей через Интернет на те или иные акции. Кроме того, появилась возможность собирать через пользователей сети деньги на оффлайновые оппозиционные проекты.

Я зарегистрирован и в Facebook, и в «ВКонтакте». Facebook для меня, в первую очередь, механизм распространения информации среди журналистов и лидеров общественного мнения. А «ВКонтакте» дает возможность выйти на более широкую аудиторию и привлечь к гражданской активности изначально аполитичных людей, которых заинтересовали, например, фотографии разгона митинга, размещенные на моей странице.

Иван Афанасьев, фотоблогер

Я читаю Twitter, просматриваю публикации друзей в Facebook, «ВКонтакте» только отвечаю на сообщения, а ленту в ЖЖ, признаться, не читаю: посты в ЖЖ читаю по ссылкам из Twitter и Facebook. Facebook не заточен под какой-то один тип контента, в то время как у ЖЖ есть один тип записей – просто пост, который уже каждый блогер может сделать видео-, фото-, аудио- или другим постом в соответствии со своей фантазией и умениями. С точки зрения интерфейса Facebook доступнее и понятнее простому пользователю, однако ЖЖ кажется более подходящей площадкой для серьезного общения. Кроме того, схема контента в ЖЖ не приспособлена для мобильных устройств.

Мне представляется, что аудитория Facebook и ЖЖ в России схожа, в «ВКонтакте» же она другая. Это что-то вроде дискотеки, в то время как Facebook – это кафе-бар, а ЖЖ – многофункциональный торговый центр, в котором есть и кафе, и дискотека, и театр, но нет ни одной вывески над дверями. Политическая агитация в соцсетях может быть успешной, если понимать, где какая аудитория, и правильно создавать волну обсуждения темы. Не думаю, что Кремль сегодня может эффективно цензурировать ЖЖ или «ВКонтакте».

Олег Козырев, писатель, блогер

Мой основной блог – «Живой журнал», вспомогательные – Twitter и YouTube. Так сложилось, что пять моих аккаунтов являются весьма читаемыми в своих категориях – и ЖЖ, и Twitter, и YouTube, и Facebook, и Google+. Facebook набирает популярность, потому что это социальная сеть. Не все хотят вести блог, но все хотят быть в контакте с друзьями.

Facebook завязан на многие мобильные сервисы. Очевидно, что посетителей Facebook только из-за этого со временем должно стать больше, чем ЖЖ. Но как блогплатформе ЖЖ нет конкуренции. Резонансных сообщений в Facebook – единицы, тогда как ЖЖ почти каждый день продуцирует сенсации. В ЖЖ просто удобнее размещать информацию, посты легче редактировать, легче следить за дискуссиями.

К сожалению, у Facebook не самая лучшая репутация в плане блокировки аккаунтов, но атаки на ЖЖ, конечно же, тревожат пользователей, и они, по крайней мере, стараются иметь резервные площадки. Facebook – конкурент не ЖЖ, а скорее «ВКонтакте», ибо люди предпочитают общаться в одной сети со всеми своими друзьями. Довольно глупо для общения с российскими друзьями быть в одной сети, а потом перебегать в другую, чтобы пообщаться с теми, кто учится за рубежом. Политическим активистам полезнее всего «Живой журнал», так как он универсален, позволяет размещать и фото и видео.

Никита Комаров, студент, начинающий предприниматель

Facebook, как и «ВКонтакте», – постоянно меняющаяся и предоставляющая огромное количество сервисов социальная сеть, тогда как ЖЖ – просто блог-платформа. В последнее время социальные сети предоставляют хорошие инструменты для написания больших постов, что вместе с возможностью быстро донести информацию до аудитории рано или поздно должно было привести падению популярности ЖЖ. Значимых изменений, кроме не очень удачного LJ-times, за последние пару лет я не припоминаю. Свою роль сыграли и перебои в работе, связанные с DDoS-атаками, так что во многом ЖЖ пал жертвой своей популярности.

Мировые тенденции говорят, что Facebook постоянно увеличивает свою долю на локальных рынках, отнимая аудиторию у местных социальных сетей. Однако говорить о том, что он опередит «ВКонтакте», не приходится. «ВКонтакте» выигрывает за счет контента, и тут Facebook нечего противопоставить с учетом особенностей правовой ситуации в России. Цензуры «ВКонтакте» я не ощущал, а в ЖЖ она, конечно, есть, и это сильно влияет на его популярность в политизированных кругах.

Социальные сети, на мой взгляд, не лучшим образом подходят для предвыборной агитации: она требует привлечения широких слоев населения. Через них можно распространять идеи, но агитировать людей практически невозможно. Но если говорить о самой подходящей площадке, то это «ВКонтакте».

Данни Берковский, поэт

Я предпочитаю «ВКонтакте» из-за удобного прослушивания музыки. ЖЖ оставил для литературных изысканий. Twitter посещаю и захламляю регулярно. ЖЖ в свое время был самой прогрессивной площадкой, но стал сдавать позиции, когда переехал в Россию, так как купившие его люди не знали, что с ним делать. Аудитория переместилась в социальные сети, потому что большинство предпочитает знать о своем собеседнике или оппоненте несколько больше, чем та скудная информация, которая дается в ЖЖ. «ВКонтакте» и Facebook такую возможность предоставляют, а Facebook изначально был заточен под более серьезную аудиторию, как раз под ту, которая в ЖЖ. Но в России он не обгонит «ВКонтакте», потому что это – усовершенствованная реплика Facebook, учитывающая все ошибки своего предка. Никакая цензура не остановит блогеров: это народ отчаянный.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG