Линки доступности

Ленд-лиз и Победа


В 2006 году на Аляске был открыт памятник американским и советским летчикам, перегонявшим в СССР самолеты в рамках программы ленд-лиза. В общей сложности этим маршрутом в Советский Союз были доставлены более 5 тыс самолетов.

В 2006 году на Аляске был открыт памятник американским и советским летчикам, перегонявшим в СССР самолеты в рамках программы ленд-лиза. В общей сложности этим маршрутом в Советский Союз были доставлены более 5 тыс самолетов.

Во время Второй мировой войны, в рамках программы ленд-лиза, США оказали значительную помощь Советскому Союзу. Несмотря на то, что информация о ленд-лизе находится в открытом доступе, до сих пор ведутся споры о том, насколько ленд-лиз помог Красной армии в войне с вермахтом.

Начало


До нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года, США не считали нужным оказывать помощь Советскому Союзу. Очень многие американцы – в их числе были и высшие руководители США – считали СССР репрессивным государством, мало чем отличающимся от нацистской Германии. Стоит напомнить, что СССР в союзе с нацистами принял участие в разделе Европы.


В марте 1941 года Конгресс США принял Закон о ленд-лизе (Lend-Lease Act), который предусматривал, что президент США имеет право дарить, давать в аренду, продавать и передавать иными способами услуги и военные материалы государствам, обороноспособность которых жизненно важна для США. К числу таких стран были отнесены Великобритания, ее колонии и доминионы, организация «Свободная Франция» и Китай (вел войну с Японией).


Однако после того, как СССР и Германия оказались в состоянии войны, ситуация кардинально изменилась. Уже 23 июня президент США Фраклин Рузвельт заявил, что любая помощь врагам Гитлера способствует обеспечению безопасности США. 24 июня он продекларировал: «мы готовы оказать любую помощь России». Формальные переговоры с СССР на эту тему начались уже 26 июня. В октябре соглашение было подписано. Важно добавить, что война между США и Германией началась в декабре, после нападения Японии на Перл-Харбор.


Альбер Уикс (Albert Weeks), почетный профессор Университета Нью-Йорка (New York University), автор книги «Спасательный круг для России. Помощь по программам ленд-лиза для СССР» (Russia's Life-Saver: Lend-Lease Aid to the U.S.S.R. in World War II), говорит, что Советский Союз был крайне заинтересован в этой программе: «В течение нескольких дней после нападения нацистов, Сталин вступил в контакт с Рузвельтом и Черчиллем и обратился к ним за помощью. Он даже просил о направлении британских и американских дивизий на советско-германский фронт. Вашингтон и Лондон тогда приняли решение поддержать Советский Союз, как жертву нацистской агрессии».


Малоизвестно, что британские части принимали участие в боях на советско-германском фронте. Так, в 1941 году небо Мурманска прикрывало 151-е авиакрыло истребителей Hurricanes.


Владислав Зубок (Vladislav Zubok), профессор истории Университета Темпл (Temple University) отмечает важное психологическое значение ленд-лиза: «Американцы очень сильно сомневались, можно ли распространять ленд-лиз на СССР, потому что ожидали, что под напором нацистов страна рухнет. И казалось, что в августе-сентябре 1941 года для этого прогноза были все основания. Заявление Рузвельта о том, что надо помогать Советскому Союзу и, что блицкриг обязательно провалится, стало серьезной психологической поддержкой для советских людей».


Условия


7 ноября 1941 года Конгресс США принял решение распространить на СССР программу ленд-лиза. В годы войны Вашингтон и Москва заключили четыре соглашения по условиям ленд-лиза.


Это был не безвозмездный дар союзникам – всем получателям помощи по ленд-лизу США передавали военные материалы и оружие на условиях долгосрочного кредита. Стоит напомнить, что ко времени начала войны США лишь начали оправляться от последствий Великой Депрессии, их экономика находилась далеко не в идеальном состоянии.


США распространили ленд-лиз на 30 государств, объемы американской помощи составили более 50.1 млрд долларов (почти 780 млрд по ценам 2010 года). Большая часть поставок (около 31 млрд) пришлась на долю Британского Содружества (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и др.).


Альбер Уикс поясняет: «Есть разные данные о масштабах ленд-лиза для СССР. Многие исследователи сходятся в том, что речь идет о примерно 16 млрд долларов. Эта сумма может показаться не особо впечатляющей, однако в ту пору это были колоссальные деньги».


«США сами вели войну, но все же поставляли Советскому Союзу, Великобритании и другим участникам программы ленд-лиза то, что было необходимо им самим», – отмечает Владислав Зубок.


В частности, на долю СССР пришлось 26 процентов боеприпасов, распределенных в рамках ленд-лиза, 29 процентов машин и оборудования (в эту категорию входят самолеты, танки, трактора, грузовики и пр) и 28 процентов продовольствия.


Реализация


Основные данные о размерах ленд-лизовских поставок известны и не оспариваются. «Виллисы» и «студебеккеры» стали основой транспортной инфраструктуры Красной армии. Прославленные советские асы - Александр Покрышкин, Борис Сафонов, Амет-хан Султан – летали на истребителях, поставленных в рамках ленд-лиза. Многие советские люди смогли выжить благодаря американским продуктам – тушенке, муке, сухому молоку и пр.

«США и Великобритания наладили поставки практически всего необходимого для войны – от продуктов питания и паровозов, до самолетов и производственных линий», – говорит Альберт Уикс.


По данным американских источников, СССР получил 2 680 тыс тонн стали, более 170 тыс тонн алюминия, 29.4 тыс тонн олова, 240 тыс тонн меди, 330 тыс телефонных аппаратов, 2 тыс радаров, 5 тыс радиостанций, 900 тыс тонн взрывчатки, 18 млн пар обуви и т.д. Владислав Зубок отмечает, что «важную роль сыграли поставки ценных металлов, без которых нельзя производить броню. Иначе не объяснить, каким образом СССР смог существенно увеличить производство танков».


До сих пор ведутся споры о том, насколько значительной оказалась американская помощь и каков ее реальный вклад в победы Красной армии. В частности, оценки от доли ленд-лиза к объемам советского производства варьируются от 4 до 16-ти процентов. Анализ официальной статистики показывает, что 70 из каждых ста автомобилей Красной армии, каждый десятый танк, каждый четвертый истребитель, девять из десяти паровозов были поставлены по ленд-лизу.


Уикс резюмирует: «Однозначно, что ленд-лиз очень серьезно помог СССР в его войне с вермахтом. Жуков и Сталин отмечали, что без этой помощи война продолжалась бы намного дольше».


Результаты


В августе 1945 года президент США Гарри Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза. В течение 15 лет после окончания войны большинство стран, получавших американскую помощь, заключили соглашения с Вашингтоном о частичном погашении долгов по ленд-лизу. Конгресс согласился предоставить скидку на этот долг в размере 90 процентов.


СССР долгое время отказывался признавать свои обязательства по ленд-лизу. «Сталин и Молотов категорически отказались выплачивать долги по ленд-лизу, – рассказывает Владислав Зубок . – Это был один из серьезнейших раздражителей в двусторонних отношениях. Советская пресса постоянно твердила: «посмотрите на мелочных американцев, которые требуют денег, в то время как у нас погибло так много людей!». А для США получение оплаты за ленд-лиз было делом принципа: американское общество построено на уважении условий соглашений, поэтому ему было совершенно непонятно, почему русские не хотят соблюдать договор».


Тем не менее, США и СССР заключили соответствующее соглашение в 1972 году. Тогда СССР обязался поэтапно выплатить США 722 млн долларов, перечислив последний взнос в 2001 году. После распада СССР, долг по ленд-лизу приняла на себя Россия.

Крупнейший получатель американской помощи – Великобритания – завершила выплаты в 2006 году.


Ленд-лиз имел последствия, о которых не думали люди, запустившие эту программу. Так, во время войны в Корее американские солдаты обнаруживали, что на вооружении северокорейской армии состоят американские машины, за несколько лет до этого, поставленные советским союзникам для битв с общим врагом.

XS
SM
MD
LG