Линки доступности

«Тайная вечеря» Леонардо: версия Питера Гринуэя


«Тайная вечеря» Питера Гринуэя

«Тайная вечеря» Питера Гринуэя

Впервые в США демонстрируется мульмедийная композиция британского кинорежиссера-визионера и художника Питера Гринуэя. В нью-йоркском «Арсенале» (Armory), что на Парк-авеню, с 3 декабря по 6 января 2011 года зрители могут лицезреть вольную реконструкцию настенного шедевра Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Оригинал был написан мастером в 1495-1498 годах по сухой штукатурке в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Выставочный проект в «Арсенале» называется «Дублируя да Винчи: искусство клонирования шедевра».

С помощью света, звука, компьютерных эффектов и голографии Гринуэй воссоздал полномасштабную реплику той части трапезной, где расположена фреска Леонардо. Впрочем, некоторые специалисты предпочитают не называть роспись фреской, поскольку художник наносил изображение не на влажную штукатурку, а на сухую стену, и работал не темперой, а масляными красками. Из-за этого уже через несколько лет красочный слой стал неумолимо разрушаться. По истечении нескольких веков состояние шедевра стало плачевным. Предпринятая в последние десятилетия реставрация позволила, хотя бы на время, остановить процесс разрушения.

«Тайная вечеря» является частью масштабной креативной серии Гринуэя, которой он намерен «посетить» десять классических произведений мирового изобразительного искусства. Таким образом, как говорит сам Гринуэй, он осуществляет «диалог между 8 тысячами лет истории искусства и 112 годами истории кино».

В новой аудиовизуальной инсталляции, как отмечают обозреватели, будет использован опыт «реинкарнации» шедевра Леонардо, предпринятый художником в 2008 году, в самой трапезной монастыря в Милане. Вместе с тем, для американского проекта Гринуэй добавил части другой инсталляции, а именно «Брак в Кане» Веронезе, показанной в 2009 году на Биеннале в Венеции.

«Это для нас идеальный проект, – заявила президент «Арсенала» Ребекка Робертсон. – Современность встречается с историей, живопись 15-го века – с самыми передовыми технологиями. Полагаю, зрители получат самые поразительные впечатления».

Не исключено, впрочем, что вместе с «поразительными впечатлениями» новый перформанс вызовет критику в церковных кругах и среди профессионалов-искусствоведов. Известно, что власти Милана и Италии в течение полутора лет не давали Гринуэю разрешение на показ с оригиналом, а когда разрешили, то свели все к одному-единственному шоу. Ведущий реставратор фрески Пьетро Марани отказался присутствовать на шоу в Милане, заявив, что «негоже использовать картину как фон для художественного перформанса, чтобы привлечь внимание к своей персоне».

Есть и другие оценки. Известно, что после выхода в свет бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи» раздались голоса, что писатель принизил и вульгаризировал репутацию великого художника. Как считает один из ведущих итальянских арт-критиков Витторио Сгарби, «Гринуэй восстановил святость [картины Леонардо], уничтоженную Дэном Брауном».

Критика Джонатана Джонса из газеты «Гардиан» поразили в миланском спектакле Гринуэя художественные ассоциации, которые автор воплотил в своем полифоничном проекте. В отдельные моменты причудливые, текучие образы, возникающие в лучах света, напоминают Эль Греко, в другие – Караваджо. А сам перформанс навел г-на Джонса на следующее сравнение: «В какой-то момент я ощутил себя на концерте воссоединившейся группы «Пинк Флойд».

В свойственном ему провокативном стиле Гринуэй так высказался по поводу своих «интеракций» с классиком: «Если бы Леонардо был жив, он бы не только заинтересовался кинопроизводством, но первым делом обзавелся бы камерами высокой четкости и вовсю экспериментировал бы с голограммами. Я уверен, он полностью поддержал бы наш проект... Эта картина принадлежит «поколению лэптопов» в той же степени, как и «поколению академиков».

Один из ведущих и «культовых» режиссеров мирового кино Питер Гринуэй родился в 1942 году в Уэльсе. Имеет художественное образование. Снял 12 игровых фильмов и более 50 короткометражных и документальных. Среди его самых известных лент, отмеченных призами крупнейших мировых фестивалей, – «Контракт рисовальщика», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Чемоданы Тульса Люпера», «Ночной дозор». Гринуэй пишет оперы и много путешествует по свету как видео-жокей и автор мультимедийных перформансов. Так, в рамках Московского кинофестиваля 2008 года он представил в GazGallery мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера».

Серия живописных перформансов Гринуэя стартовала в 2006 году, когда он устроил шоу в Рейксмузеуме в Амстердаме с «Ночным дозором» Рембрандта. Затем в 2008 году последовала инсталляция в Милане с «Тайной вечерей» да Винчи, а в 2009 – в Венеции с «Браком в Кане» Веронезе. В его планах – аналогичные проекты с «Менинами» Веласкеса, «Герникой» Пикассо, «Водяными лилиями» Моне и работами Джексона Поллока в Нью-Йорке. Самым амбициозным проектом Гринуэя является перформанс с фреской «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана.

Новости культуры и искусства читайте здесь

XS
SM
MD
LG