Линки доступности

ОБСЕ: полноценная организация или устаревший институт?

  • Виктор Васильев

Саммит ОБСЕ, Астана 1 декабря 2010

Саммит ОБСЕ, Астана 1 декабря 2010

В столице Казахстана Астане в среду 1 декабря открылся саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это первый подобный форум за последние 11 лет. В Астане собрались представители руководства 56 государств-участников этой организации, а также главы стран-партнеров по сотрудничеству ОБСЕ, в частности, президент Афганистана Хамид Карзай и представители нескольких десятков международных организаций, в том числе ООН, ЕС, НАТО, Совета Европы, СНГ, ОДКБ.

На повестке дня встречи – вопросы безопасности на европейском континенте, проблемы ДОВСЕ, а также цели и задачи ОБСЕ.

Президент России Дмитрий Медведев выразил надежду, что вскоре в Европе будет преодолен тупик в вопросе контроля над обычными вооружениями, и сообщил, что РФ готова активно помогать в решении этой проблемы. «Мир меняется стремительно, вместе с ним меняется характер рисков и угроз. В 70-80-е годы ОБСЕ справилась со своей задачей, политические и идеологические противоречия не переросли в конфликт, была обеспечена стабильность», – сказал он.

Кроме того, президент России заявил о необходимости разработки единых принципов урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ, при этом подчеркнув, что они должны действовать в любых подобных ситуациях. «Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов, и придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях», – сообщил Дмитрий Медведев.

По его убеждению, среди таких принципов – неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.

Исполнительный директор фонда «Русский мир», председатель Российского национального комитета Азиатско-тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности Вячеслав Никонов отметил большое значение саммита, поскольку со времени проведения последнего форума «утекло немало воды». С его точки зрения, сам факт, что ОБСЕ столь долго не собирался, говорит об очевидном: организация во многом теряла свое значение. «В Астане предпринимаются попытки ее реанимировать. Для этого нужно наполнить все корзины структуры – корзины экономики, безопасности и гуманитарного сотрудничества. В последние годы содержание ОБСЕ свелось к части гуманитарной корзины и в основном к наблюдению за выборами», – сказал политолог.

В корзине безопасности, напомнил он, сейчас находится предложение Дмитрия Медведева о создании нового договора по европейской безопасности, а также возобновление обсуждений договора об обычных вооружениях в Европе. Вячеслав Никонов думает, что реального наполнения экономической корзины по линии ОБСЕ в ближайшее время ожидать просто невозможно. «Конечно, гуманитарное сотрудничество может быть более широким. Это касается и проблемы, связанной с постепенной отменой визового режима», – прогнозирует аналитик.

Для того чтобы ОБСЕ стала полноценной организацией, на его взгляд, ей не мешало бы принять устав и приобрести правосубъектность. «Соответствующие предложения по проекту устава Россией представлены, и, думаю, что обсуждение его и превращение ОБСЕ в институциализированную структуру поможет действительно реанимировать этот инструмент, который в принципе может быть очень важной площадкой для взаимодействия всех многочисленных организаций, так или иначе действующих на евразийском пространстве», – добавил он.

Директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, профессор МГИМО Алексей Пушков считает, что ОБСЕ и раньше никогда не играла решающей роли в европейских делах, которые прежде всего входят в зону действия этой организации. «Я уж не говорю о глобальных вопросах, в которых она себя никак не проявляла», – утверждает он.

По его мнению, прежде роль ОБСЕ была более заметной в силу того, что организация находилась в центре крупнейшего политического и идеологического конфликта 20-го века, который разворачивался на континенте. С окончанием же этого конфликта ОБСЕ в значительной мере потеряла свою идентичность. «НАТО ставит вопрос так, что европейская безопасность должна быть НАТО-центричной. Таким образом, Североатлантический альянс превращает ОБСЕ в обслуживающую организацию. И она играла такую роль, например, в Косово», – аргументирует профессор.

Директор Института актуальных международных проблем напомнил, что ОБСЕ пыталась заниматься проблемой Чечни в России. И это был, на его взгляд, неудачный опыт. «Теперь ОБСЕ имеет очень ограниченные возможности, получается, что на деле она в основном занимается выдвижением претензий к России по поводу ее внутренней политики, выборов. И даже если эти претензии обоснованы, это выглядит как не очень солидная роль для такой большой организации», – сказал Алексей Пушков. Ему кажется, что все это привело ОБСЕ к положению довольно маргинальной структуры, которая не может найти свое лицо сегодня, но он выразил надежду, что в Астане положение несколько выправится.

Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов считает, что речь Дмитрия Медведева в Астане свидетельствует о последовательности в российской политике, поскольку в рамках ОБСЕ Россия постоянно предлагает разрабатывать универсальные принципы. Комментируя выступление президента России в той части, где тот говорит о преодолении тупика в вопросе контроля над обычными вооружениями, аналитик сказал, что ему кажется, здесь есть взаимопонимание сторон, прежде всего основанное на желании вывести тему из тупика.

«Уже начались переговоры по контролю над обычными вооруженными силами в Европе с участием 36 стран. Все понимают, что, с одной стороны, Россия не готова отказаться от моратория на договор по обычным вооруженным силам в Европе. С другой стороны, наши партнеры не готовы вывести эту тему из рамок общих стамбульских соглашений 1999 года. Поэтому сейчас речь идет о том, что необходимо искать какие-то новые рамки», – подчеркнул Дмитрий Данилов.

Как ему представляется, развязки тут вполне могут быть найдены, поскольку в этом заинтересованы все. По убеждению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН, режим контроля над обычными вооружениями по-прежнему считается краеугольным камнем системы евробезопасности. «И здесь из уст главы МИДа РФ мы слышали, что Россия в принципе готова обсуждать практически любые варианты. То есть наша позиция достаточно открыта. Главным препятствием остается проблема Грузии», – отметил Дмитрий Данилов.

На его взгляд, при наличии общеполитической воли техническое решение проблемы непризнанных государств, в том числе и Косово, найти можно. Ему кажется, что продвижение вперед по этому вопросу возможно уже в Астане.

Относительно тезиса Дмитрия Медведева о необходимости разработки единых принципов урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ Вячеслав Никонов сказал, что он уверен: общие принципы выработать можно. «В частности, Россия предлагает такие принципы в договоре о коллективной безопасности. Но если тут иметь в виду устранения из политики двойных стандартов, это, конечно, хорошее пожелание, однако, полагаю, оно таковым и останется. В реальной жизни альтернативой двойным стандартам в политике могут быть только тройные и четвертные стандарты», – подытожил исполнительный директор фонда «Русский мир».

Дмитрий Данилов затруднился сказать, насколько реалистично при разрешении конфликтов избавиться от двойных стандартов в политике. «Все мы понимаем, что конфликты разнообразны, и у каждого из них есть своя специфика. Если это касается общих принципов, то с ними особых проблем возникнуть не должно», – заметил он.

По его словам, их можно выработать, используя кооперативный подход к разрешению конфликтов, согласование позиций по балансированию между принципами территориальной целостности и правом на самоопределение и так далее. Однако, если речь идет о конкретных принципах урегулирования, то аналитик предполагает, что тут консенсус в принципе невозможен либо крайне затруднителен.

Другие новости читайте здесь

XS
SM
MD
LG