Линки доступности

«Неделя американского джаза и кино» в Санкт-Петербурге


«Неделя американского джаза и кино» в Санкт-Петербурге

«Неделя американского джаза и кино» в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Джаз + кино». Среди его организаторов – Американский институт киноискусства (AFI), Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки и компания Tour de Film. Большую организационную поддержку оказало Генеральное консульство США.

Консул по вопросам прессы и культуры Эрик Джонсон в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» рассказал, что нынешний фестиваль проходит в рамках проекта «100 лет Голливуду». В течение последнего года петербургским зрителям была представлена классика немого кинематографа в живом музыкальном сопровождении. «Об этом проекте узнали в Американском институте киноискусства и предложили нам два новых фильма, посвященных джазовой музыке. Нам это показалось очень интересным, тем более, что оба фильма сняты молодыми режиссерами, которые сами также играют джаз. Кроме того, оба фильма относятся к категории независимого кино».

Два взгляда на классических и современных джазменов

Майкл Ривоира

Майкл Ривоира

Первый фильм – «Кумиры среди нас» – представляет Майкл Ривоира. Это – документальная лента о современных американских джазменах, однако в ней использованы архивные съемки и фотографии классиков джаза. Фильм снимался в Новом Орлеане, Сиэтле, Нью-Йорке, а также в Голландии и в Испании. Режиссер рассказал, что после премьеры фильма в Америке к нему подходили многие музыканты и говорили, что подобное кино давно следовало бы снять, и благодарили его за эту работу. Сам Майкл Ривоира считает, что сейчас в США джаз оказался на задворках. «Ребята моего поколения практически не знают джазовых мелодий, а крупные фирмы грамзаписи сделали ставку на звезд поп-музыки. И джаз ушел в подполье, в том числе и потому, что современные джазмены не хотят, чтобы их сравнивали с классиками», – отмечает режиссер фильма «Кумиры среди нас».

Дэмиен Чэзелл

Дэмиен Чэзелл

С ним не согласен его коллега – режиссер картины «Гай и Мэдлин в парке на скамейке» Дэмиен Чэзелл. Он считает, что «Неверно делать четкое разграничение между классическим джазом и современным. Потому что и во времена Эллингтона и сегодня джаз может очень точно выразить настроение одной короткой фразой».

Дэмиен в недавнем прошлом был студентом Гарварда. Но внезапно он понял, что больше всего на свете его интересуют джаз и кино. Тогда он бросил учебу и в течение трех лет собирал деньги на воплощение своего замысла. Все это время он в качестве барабанщика в небольшом джазовом коллективе объездил с концертами Новый и Старый свет. Фильм «Гай и Мэдлин в парке на скамейке», как заметил один из петербургских зрителей, является историей любви в ритме свинга. Дэмиен Чэзелл рассказал, что он хотел вернуться к традициям киномюзикла 30-х годов, когда кинематограф только стал звуковым. Поэтому фильм снят на 35 миллиметровую пленку в черно-белых тонах. Кстати, исполнитель главной роли – Джейсон Палмер – был назван журналом «Down Beat Magazine» в числе 25 «музыкантов будущего».

«С российскими коллегами не нужны долгие репетиции»

Пол Карр

Пол Карр

А в Санкт-Петербург вместе с молодыми кинорежиссерами приехал и один из популярнейших джазовых музыкантов настоящего – саксофонист Пол Карр. В Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки он дал концерт с ансамблем Алексея Черемизова, а в качестве специально приглашенных гостей выступили Майкл Ривоира и Дэмиен Чэзелл. Зрители концерта также могли приобрести компакт-диски Майкла Кара, в том числе его последнюю работу – «Musically Yours», посвященную выдающемуся тенор-саксофонисту Джо Хендерсону.В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Пол Карр признался, что Хендерсон оказал на него огромное влияние, и с грустью добавил: «К сожалению, после того, как он ушел из жизни в 2001 году, так и не появилось достойной работы, посвященной его памяти. И я решил восполнить этот пробел. Ведь он был не только прекрасным музыкантом, но и замечательным композитором».

Пол Карр уже не впервые в России. В 1989 году он был в Москве, где устроил джем-сейшн с музыкантами из ансамбля «Аллегро». Своих российских коллег Пол назвал «великолепными»: «С ними не нужно много репетировать. Мы лишь сделали некоторые контурные наброски, а далее зрители все увидят сами».

Арифметика джазовых музыкантов

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг

Американо-российский джазовый концерт вел известный музыковед Владимир Фейертаг. Кстати, он является одним из четырех во всем мире лауреатов премии Уиллиса Коновера – легендарного музыкального ведущего «Голоса Америки», который вел ежедневную часовую джазовую программу.

Интересно, что нынешний фестиваль кое-где был назван «Неделей американского джаза и кино», хотя он длится всего четыре дня. Впрочем, Владимира Фейертага это не смутило: «Для джазовых музыкантов такая арифметика является нормой. Если джазмены говорят, что будут играть пять минут, то их и через полчаса со сцены не выгнать», – шутит он. Концерт в филармонии джазовой музыки Владимир Борисович оценил очень высоко, отметив великолепную технику Пола Карра и его слаженность в игре с российскими коллегами. Кроме того, музыковед подчеркнул важность многолетних связей петербургской джазовой филармонии со многими генеральными консульствами, прежде всего – с американским. «Благодаря этим контактам, наша публика смогла познакомиться с лучшими образцами культуры США, с ее настоящими шедеврами», – отметил Владимир Фейертаг.

Стэйси Марбрей

Стэйси Марбрей

Концерт в джазовой филармонии понравился и сотруднице Американского института киноискусства Стэйси Марбрей. Она считает, что произошла настоящая интеграция американского и российского джаза. На вопрос корреспондента «Голоса Америки», возможно ли продолжение проекта «Джаз + кино», Стэйси воскликнула: «Разумеется, я на это очень надеюсь. Благодаря генеральному консульству, которое подготовило нашу программу, мы встречались с петербургскими студентами. И видели, что реакция аудитории, в том числе молодежи, на фильмы и на концерт – просто замечательная», – заключила Стэйси Марбей.

Новости культуры читайте здесь

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG