Линки доступности

Американские экс-дипломаты о роли посольских миссий, отзыве посла из Дамаска и белорусском опыте

Должность посла – престижный и ответственный статус человека, призванного не только представлять интересы своего государства в отдельно взятой стране, но и обеспечивать защиту и поддержку своих граждан, оказавшихся в затруднительной ситуации на территории чужого государства. На днях американские граждане, пребывающие в Сирии, лишились такой возможности.

Правительство США в понедельник 6 февраля приняло решение закрыть посольство и отозвать главу американской дипмиссии Роберта Форда из Дамаска, выразив таким образом протест против непрекращающегося насилия в этом ближневосточном государстве.

Сирийское кровопролитие

По разным подсчетам, с марта прошлого года в результате столкновений оппозиционных сил, требующих отстранения от власти президента Башара Асада, с правительственными войсками, погибли более 6 тысяч человек.

Примечательно, что в конце января текущего года, остановившись на цифре 5 400 человек, ООН прекратила подсчеты жертв конфликта в Сирии, сославшись на невозможность проверить данные об убитых.

Западные страны неоднократно призывали Асада уйти в отставку, руководствуясь позицией, что сирийский народ больше не желает видеть его в качестве президента страны. Асад, тем временем, продолжает настаивать, что повстанцы – это незначительная группа маргиналов, поддерживаемая Западом с целью свести на нет государственный суверенитет Сирии.

«Этот шаг посылает четкий сигнал сирийскому правительству о том, что США ожидают смены власти в этой стране, так как сложившаяся ситуация должна быть разрешена», – прокомментировал «Голосу Америки» закрытие американского посольства в Дамаске бывший посол США в НАТО Роберт Хантер.

По мнению дипломата, важность наличия посла и сотрудников посольства трудно переоценить.

«Выражаясь дипломатическим языком, "наши интересы" в Дамаске теперь будет представлять посольство какой-нибудь другой страны, как это происходило в последнее время с Ираном, где от имени США продолжает действовать Швейцария. Однако, как бы там ни было, определенный уровень общения между странами должен быть, например, на консульском уровне», – пояснил Хантер.

Бывший посол США в НАТО напомнил, что Соединенные Штаты оказывались в подобных ситуациях неоднократно.

«В частности, сразу же после Шестидневной войны между Израилем и рядом арабских стран (июнь 1967 года – И.Т.) мы прекратили все дипломатические отношения с Египтом (который, наряду с Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром, был одним из участников конфликта – И.Т.)», – поделился воспоминаниями экс-посол.

Однако, по словам Хантера, вскоре после этого в посольстве Испании в Египте появилась так называемая «секция интересов» США, де-факто выполнявшая функции офиса дипломатической миссии.

Роберт Хантер заметил, что оставшимся на территории Сирии американским гражданам настоятельно рекомендовано покинуть страну. В случае если у этих граждан возникнут какие-либо проблемы, им придется обращаться в посольство государства, которое будет действовать от имени США. Пока такая страна, как заметил Хантер, не определена.

Личный опыт, или Дипломатия по-белорусски

Между тем, бывший посол США в Беларуси (1994-1997), а ныне профессор Дартмутского колледжа Кеннет Яловиц поделился с корреспондентом «Голоса Америки» своими личными воспоминаниями о том, как он был отозван из Минска в Вашингтон «для консультаций».

«Это был март 1997 года, когда Лукашенко обрушился с репрессиями на целый ряд американских неправительственных организаций и работников посольства. Некоторым работникам наших НПО пришлось покинуть Беларусь, чьи власти также грозились выслать некоторых наших дипломатов. Они обвиняли их в подстрекательстве и руководстве многочисленными демонстрациями, которые проходили в тот момент в городах Беларуси», – вспоминает Яловиц.

Напомним, в конце марта 1997 года белорусские власти выслали первого секретаря американского посольства, назвав его агентом ЦРУ и обвинив в организации одного из митингов оппозиции.

«В одной из телефонных бесед с Вашингтоном я предложил, чтобы меня отозвали назад в США для консультаций. Это не был официальный разрыв отношений; это был сигнал на один порядок менее жесткий, нежели прекращение всякого сотрудничества между странами. Уезжая, я дал понять, что собираюсь вернуться», – подчеркнул Яловиц.

Однако, со слов бывшего посла, еще не доехав до США, он оказался в центре международного скандала по поводу его незапланированного отъезда из Беларуси.

«Я помню, еще в Германии мы включили телеканал CNN и увидели, что кадры с нашей неожиданной отправкой в Вашингтон транслируются по всему миру. Диктор говорил о том, что этот шаг связан с нашими серьезными опасениями касательно давления властей страны на демократические институты и процессы в республике», – рассказал экс-посол.

Яловиц также напомнил, что после его возвращения в Минск Соединенные Штаты перешли к форме дипломатических отношений под названием «избирательное сотрудничество».

«Это означало, что сохраняем наше присутствие в Беларуси, однако существенно ограничиваем наше сотрудничество с высокопоставленными чиновниками. И наоборот, мы попытались расширить наши контакты с людьми, работающими в правозащитном секторе и НПО. Такая политика США и по сей день применяется в Беларуси», – резюмировал дипломат.

В марте 2008 года отношения официального Минска и Вашингтона зашли в полный тупик после того, как Соединенные Штаты ввели санкции в отношении концерна «Белнефтехим». Власти Беларуси отозвали своего посла из Вашингтона Михаила Хвостова, а через несколько дней по настоянию белорусской стороны Минск вынуждена была покинуть посол США Карен Стюарт.

Страны до сегодняшнего дня так и не обменялись послами.

Стоит отметить, что существует ряд государств и территорий, с которыми в последние несколько десятилетий Соединенные Штаты находились в состоянии перманентного дипломатического конфликта.

Иран

После иранской революции 1978-1979 гг. и эмиграции шаха Мохаммеда Резы Пехлеви США разорвали дипломатические отношения с новыми властями страны. В апреле 1981 года посольство Швейцарии взяло на себя полномочия представлять интересы США в Иране.

Куба

Похожая история произошла и с соседом США, островным государством всего в 90 км от берегов Флориды – Кубой. После прихода к власти на Кубе коммуниста Фиделя Кастро США в январе 1961 года прекратили все дипконтакты с официальной Гаваной. До сих пор интересы США на Кубе представляет «секция интересов» при швейцарском посольстве.

Северная Корея

Многие политологи считают, что на сегодняшний день Северная Корея является самой авторитарной страной на политической карте мира. Наряду с проблемами в сфере прав человека в Северной Корее США обеспокоены разработкой Пхеньяном ядерного оружия. Северная Корея, в свою очередь, опасается, что Соединенные Штаты могут нанести по ней неожиданный удар. В связи с высоким уровнем взаимного недоверия между странами нет дипломатических отношений со времен Корейской войны в середине прошлого века. Интересы США представляет Швеция.

Тайвань

Соединенные Штаты не признают независимость Тайваня, так как Китай до сих пор претендует на контроль над этой островной территорией. Торговые и культурные связи между странами осуществляются через Офис экономического и культурного представителя в Тайбэе, Вашингтоне и 12 других городах США.

Бирма

Соединенные Штаты впервые с 1990 года направят своего посла в столицу Бирмы город Нейпьидо. Такое решение приняла администрация президента Обамы 13 января 2012 года, узнав о том, что руководство Бирмы решило освободить 651 политического заключенного и встать на путь политических реформ.

Материалы о событиях в США читайте в рубрике «Америка»

О событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG