Линки доступности

Почему крупнейшие интернет-компании продолжают терять деньги

275 миллиардов долларов за месяц – так оценивается ущерб крупнейших мировых интернет-компаний в марте. Google, Twitter, Facebook, LinkedIn и прочие технологические гиганты в целом потеряли почти пятую часть своей рыночной стоимости, о чем в своей публикации сообщает Financial Times. С таким обвалом, по информации издания, фирмы отрасли не сталкивались со времен мирового финансового кризиса 2008 года.

В США цена акций Facebook упала на 22%, Twitter и LinkedIn потеряли 40% стоимости, Google, один из лидеров мировой интернет-отрасли, – 12%. Также, сообщает издание, пострадали новые компании вроде Workday, Splunk и Fire-Eye, индексы которых обрушились на 30-40%.

Обвал затронул и восточноазиатские бумаги, в частности, китайская группа Tencent упала на бирже в Гонконге на 20%, корейская Naver снизилась на 10%, а японская Rakuten – на 7%.

Напоминаем, что подобные явления на рынке интернет-компаний не редкость: в частности, одним из крупнейших обвалов технологических компаний в истории стал так называемый крах доткомов в 2000-2001 годах. Причиной этого оказался финансовый «пузырь», вызванный переоценкой стоимости многих интернет-фирм в несколько раз. Вслед за обвалом на бирже последовал экономический кризис, затронувший как США, так и европейские страны.

Всему виной Украина?

Аналитики издания склонны опосредованно связывать обвал рейтингов с общемировой политической обстановкой и кризисом в Украине, а также с возможным повышением ставок ФРС. В этом случае акции сектора, по мнению Financial Times, могут выступать в роли «канарейки в угольной шахте», сигнализирующей о грядущем всеобщем спаде.

Российские эксперты в этом отношении настроены более оптимистично. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, беседуя с корреспондентом «Голоса Америки», сказал, что в ближайшем будущем крах не грозит ни интернет-гигантам, ни рынку в целом.

«Они будут продолжать развиваться, но уже то, что сейчас компании, которые являются генераторами убытков, прекрасно себя чувствуют – это одно из проявлений ухода от рыночной экономики к какой-то другой, – пояснил он. – В течение десяти лет мы, я думаю, увидим последствия».

Заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский, в свою очередь, в комментарии «Голосу Америки» предположил значительные колебания акций, однако без крахов и обвалов.

«Речь идет о том, что очень высокая ликвидность, большое предложение доллара дало в Америке такой интересный “пузырь” на глобальном интернет-рынке, и это происходит уже не в первый раз, – пояснил он. – По всей видимости, когда начнется изменение политики ФРС о прекращении количественного смягчения, и деньги опять начнут дорожать, возможны очень серьезные колебания в курсах акций».

Причины и последствия

Опрошенные «Голосом Америки» эксперты склонны связывать возникший «пузырь» со значительной переоценкой акций мировых интернет-компаний. Роль политической обстановки в их обвале, считают они, значительно преувеличена.

«Дело в том, что все эти компании, конечно же, очень серьезно переоценены, потому что для их оценки используются коэффициенты, которые предполагают многократную мультипликацию их доходов, – пояснил Засурский. – Однако в действительности больших доходов у них нет, и никто не скрывал, что в случае с ними инвесторы, во многом, сделали ставку на будущее компаний, хотя будущее может прийти не обязательно так скоро, особенно в сфере доходов».

По мнению эксперта, проблема также заключается в самой сути компаний, которые являются скорее проектами, и не одна из них «не показывает доходов, которые способны были бы обосновать их капитализацию».

«Это же ставки на будущее, как фьючерсы, и, соответственно, когда деньги станут дороже, у инвесторов станет меньше терпения с такими акциями, и тогда начнется коррекция», – резюмирует Засурский.

Делягин склонен связывать интернет-крах с глобальным экономическим кризисом, который «никто не отменял». При этом, по мнению эксперта, ситуация на рынке интернет-компаний складывается неодинаково для всех игроков.

«У Facebook есть возможность комфортно себя чувствовать в условиях кризиса, потому что он успел начать торговать профилями пользователей, то есть уже готовыми пакетами для рекламы и для аналитики для государственного управления, – констатировал Делягин. – Остальные компании, которые этого не успели сделать, находятся в достаточно печальном положении и остаются генераторами убытков, или, скажем мягче, надежд и убытков».

При этом эксперты не видят особых угроз в потере рыночной стоимости рядом компаний. «Это проекты будущего, так что положитесь на будущее», – делает вывод Засурский.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG