Линки доступности

Нешуточная фотокамера Ильи Ильфа


Михаил Файнзильберг (брат И.Ильфа), Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Юрий Олеша и Иосиф Уткин на похоронах Владимира Маяковского. 17 апреля 1930 г.
Фото Ильи Ильфа
Из собрания А.И.Ильф

Михаил Файнзильберг (брат И.Ильфа), Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Юрий Олеша и Иосиф Уткин на похоронах Владимира Маяковского. 17 апреля 1930 г. Фото Ильи Ильфа Из собрания А.И.Ильф

В США и Канаде состоялась выставка фотографий знаменитого писателя-юмориста

Конные милиционеры гарцуют на фоне Храма Христа Спасителя. Булгаков, Олеша, Катаев, Евгений Петров в день похорон Маяковского. Вид Нью-Йорка из окна гостиницы. Героические рабочие Турксиба. Эти и многие другие фотографии были представлены на выставке, которая демонстрировалась в Чикаго, Торонто и Нью-Йорке. Их автор – фотограф-любитель и профессионал пера Илья Ильф, соавтор, вместе с Евгением Петровым, бессмертной дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Выставка приурочена к 115-летию со дня рождения Ильи Арнольдовича Ильфа (Файнзильберга).

В Нью-Йорке выставка «Илья Ильф – фото-арт» показывалась в центре искусств Орензанц, в здании старинной синагоги на Норфолк-стрит на Нижнем Ист-Сайде. Ее куратор и главный организатор 76-летний Лев Кричевский – давний энтузиаст творчества Ильфа. Он привез снимки из Израиля, где живет с 1988 года. Уроженец Кисловодска и многолетний житель Баку, Кричевский работал водолазом, дослужился до должности заместителя начальника спасательной службы Азербайджана, а в эмиграции до выхода на пенсию работал тренером по подводному спорту. С семьей Ильфов Льва Кричевского связывают близкие родственные узы: дочь Ильи Арнольдовича Александра Ильинична Ильф была замужем за его покойным братом.

«Первую выставку фотографий Ильфа в Израиле я организовал вместе с Александрой Ильиничной в 2002 году, – рассказал «Голосу Америки» Лев Кричевский. – Многие сильно удивляются, узнав, что замечательный и любимый миллионами писатель был еще и очень хорошим фотографом. Да, для него фотография была не главным делом жизни, а скорее, хобби. Но, глядя на его снимки, убеждаешься, что он был первоклассным мастером и в этом деле».

В двуязычном буклете, выпущенном к выставке в США и Канаде, сообщается, что Илья Ильф увлекся фотографией в 1929-1930 годах, причем увлекся не на шутку. «Было у меня на книжке восемьсот рублей, и был чудный соавтор, – «жаловался» Евгений Петров. – Я одолжил ему мои восемьсот долларов на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора... Он только и делает, что снимает, проявляет и печатает. Печатает, проявляет и снимает». Петров писал, что из-за этого пришлось на год отложить работу над «Золотым теленком».

Заметное место в экспозиции занимают фотографии, сделанные Ильфом во время их с Петровым поездки в США, результатом которой стала широкоизвестная книга очерков «Одноэтажная Америка». На них запечатлены люди и города, дороги и мосты, технические достижения и особенности быта американцев. И, конечно же, поразивший воображение советских писателей многоэтажный Нью-Йорк во всех ракурсах и измерениях – от Эмпайр-стейт-билдинга и других величественных небоскребов до уличных зарисовок и товарных ценников в магазинных витринах.

«Я обнаружила эту коллекцию примерно в 2000 году, – рассказала «Голосу Америки» по телефону дочь писателя Александра Ильинична Ильф, живущая в Москве. – У нас дома хранилась пачка маленьких фотоснимков, так называемых «контролек», перетянутых аптечной резинкой. Когда я стала заниматься записными книжками отца, переписала их все, и обнаружила в одной из них страницы, расчерченные под описание фотосюжетов, с указанием диафрагмы, экспозиции, времени съемки. Я стала сверять снимки из пачки с описаниями фотосюжетов, и практически все они совпали».

По словам Александры Ильф, в Америке ее отец отснял более тысячи снимков, большинство которых хранится в Российском архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а меньшая часть у нее дома и в частных коллекциях. Американские снимки Ильфа были известны и ранее, поскольку печатались в 1936 году в журнале «Огонек» в виде серии фотоочерков с развернутыми подписями.

На домашних снимках главной моделью Ильфа была его жена Мария Николаевна Ильф, в девичестве Тарасенко. «Маминых фотографий очень много, – рассказала Александра Ильф. – Отец ее непрерывно снимал. Она была красива, но не в стиле того времени, а какой-то античной красотой. Она умерла в 1981 году, ей было 77 лет». Илья Ильф скончался от туберкулеза в 1937 году. Евгений Петров погиб в 1942 году. Самолет, на котором он летел, был сбит немецким истребителем.

Себя Ильф-фотограф со свойственной ему самоиронией называл «зевакой». На нескольких московских снимках, сделанных «зевакой» – пустынные улицы, одинокие прохожие, острые ракурсы домов, игра света и тени, что сближает его подход к фотосъемке со стилем Родченко. Сюжеты, полные лиризма и одиночества. Снимок из окна: на балконе нижнего этажа в камеру смотрит сам Владимир Маяковский, которого, видимо, окликнул друживший с ним Ильф. В день похорон Маяковского 17 апреля 1930 года Ильф запечатлел группу писателей, среди которых Михаил Булгаков, Юрий Олеша и Валентин Катаев. Еще несколько снимков из открытого окна он сделал 5 декабря 1931года, сняв взрыв и разрушение Храма Христа Спасителя.

«Если в своих текстах Ильф был ироничен, саркастичен и нацелен на юмор, то настроение его фотографий совсем иное – серьезное, строгое, – отметила Александра Ильф. – В обыденной жизни отец вовсе не был весельчаком и записным остроумцем, в отличие от Петрова, который и сам беспрестанно шутил и хохотал, и заражал весельем окружающих».

С момента обнаружения фотографий в домашем архиве семьи Ильфа в Москве состоялись две выставки его фотографий. В США они тоже, начиная с 2003 года, неоднократно выставлялись, преимущественно в университетских кампусах. За последние десять лет в России благодаря усилиям Александры Ильф и других энтузиастов вышло три фотоальбома. Последний из них – «Москва и москвичи в фотографиях Ильфа».

«Рассматривать этот альбом очень интересно, – прокомментировала Александра Ильф. – Мне удалось с помощью московских краеведов идентифицировать все безымянные уголки старой, ушедшей в небытие Москвы, которые снимал отец».

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG