Линки доступности

Свидетели Иеговы и другие: «секты» на постсоветском пространстве


Свидетель Иеговы

Свидетель Иеговы

Около восемьсот тысяч жителей России, один процент населения Украины, а также Грузии, сто тысяч граждан Армении… Вот лишь некоторые (и притом неофициальные) данные о приверженцах различных религиозных сект в странах бывшего СССР. Впрочем, оговариваются специалисты, с точностью определить число «сектантов» на постсоветском пространстве сегодня не представляется возможным. Об этом, как ибо многих других проблемах, связанных с современными сектами, и шла речь в ходе видеомоста между Москвой, Ереваном, Тбилиси и Киевом, состоявшегося в минувшую среду в РИА «Новости».

По словам руководителя Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского профессора Александра Дворкина, в настоящее время в одной лишь России сегодня насчитывается до восьмидесяти известных религиозных сект. «Они опасны для России, как и для любой другой страны, – утверждает Дворкин. – Есть четыре уровня опасности от сект: на уровне человека, семьи, общества и государства. По численности членов существующих сект нет статистики, есть приблизительные подсчеты».

«По моим данным, – продолжает эксперт, – только в России секты охватывают от 600 до 800 тысяч полноправных членов. Что касается локальных сект, известных в одной области, одном регионе, то их счет – до тысячи».

В чем, однако, заключается различие между сектами и иными религиозными конфессиями? Допустимо ли, к примеру, называть сектантами Свидетелей Иеговы? По этому вопросу между участниками телемоста вспыхнула дискуссия. И московские, и тбилисские его участники почти единодушно ответили на него утвердительно. Замечание украинского религиоведа Виктора Еленского, нашедшего подобный подход контрпродуктивным, было мало кем услышано.

«У нас – два или три процента сектантов. Сейчас трудно сказать. В основном (статистика) идет за счет свидетелей Иеговы. Особых других опасностей в Грузии не наблюдается», – сказал в тбилисской студии РИА «Новости» представитель Грузинской православной церкви священник Кахабер Куртанидзе. Он напомнил присутствующим об имевшем место случае, когда в семье иеговистов родители по религиозным убеждениям отказались переливать кровь ребенку. По словам Куртанидзе, спасти ребенка удалось лишь благодаря вмешательству президента, вынужденного издать на этот счет специальный указ.

Александр Дворкин напомнил как минимум о девяти подобных эпизодах в России, завершившихся летальным исходом.

«Это похоже на "художественный свист" с одной лишь целью – очернить одну из религий, – сказал Виктор Еленский в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки». «Можно, – продолжил он, – сравнить количество известных случаев с педофилией в господствующей церкви и среди так называемых сектантов. Понятно, что православные вряд ли обрадуются от таких подсчетов. Если есть религиозные деятели и группы, которые нарушают закон страны в той или иной степени, то они должны и отвечать по закону государства независимо от религиозной принадлежности».

Свидетели Иеговы традиционно проживали на Западной Украине до ее присоединения к СССР в 1939, напомнил эксперт. Сегодня, по словам Еленского, их следует причислить к жертвам фашизма наряду с цыганами и евреями.

«Я лично встречался с несколькими иеговистами, которые родились на станции Зима в Иркутской области России, – рассказывает украинский религиовед. (Операция "Север" – кодовое название операции МГБ СССР по массовому переселению в Сибирь свидетелей Иеговы и членов их семей – ТБ). Эксперт подчеркнул, что свобода вероисповедания – один из важнейших принципов демократии; не случайно иеговисты на протяжении столетий живут в Соединенных Штатах.

Как отметил другой религиовед – Тарас Борозенец – православие не готово позитивно оинестись к распространению новых религиозных движений на постсоветском пространстве. «Новые культы размывают традиционное сознание, – считает Борозенец. – Адепты новых религий – это бывшие или потенциальные православные. По последним опросам, 76% граждан Украины причисляют себя к православию. Соответственно, православие, которое является носителем традиционных ценностей на данной территории, отрицательно воспринимает новые религиозные движения, защищая свою духовность», – сказал эксперт Русской службе «Голоса Америки».

Почему же православные меняют порой свои духовные ориентиры? Так сформулировал вопрос один из журналистов, принимавших участие в телемосте. Однако ответа на него ни в одной из четырех студий не нашлось.

Новости в России читайте здесь

XS
SM
MD
LG