Линки доступности

«Когда наступает сейчас?»

  • Кристина Крутилина

«Когда наступает сейчас?»

«Когда наступает сейчас?»

21 ноября в московском центре современного искусства «Гараж» открылась групповая фотовыставка «Когда наступает сейчас». Выставочное пространство поделено на 15 небольших залов, в каждом из которых отдельно представлен один участник экспозиции. Несмотря на то что каждый фотограф обладает сугубо индивидуальным видением мира, творческой манерой и сверхидеей, которую хочет донести до зрителя, все работы объединены интересом к сегодняшнему дню, к мгновению, проживаемому прямо сейчас.

Надо сказать, что собранные в «Гараже» фотохудожники выбраны не случайно, а решением пяти ведущих в мире художников и кураторов: Тома Эклса, Лиама Гиллика, Ханса Ульриха Обриста, Филиппа Паррено и Беатрикс Руф. По их авторитетному мнению, представленные работы наиболее полно и объемно иллюстрируют существующие направления и общий уровень современной фотографии.

Хотя выставку по праву можно назвать международной, большинство демонстрируемых фотографов живет и работает в США. Илад Ласри, американский фотограф израильского происхождения, в своих работах смешивает кадры голливудских фильмов, рекламные снимки, вырезки из учебников, журналов и газет. Он пользуется эстетикой поп-арта, разыгрывая, маскируя и купируя установленные культурные шаблоны и стереотипы, поэтому его образы выглядят как открытые вопросы, на который каждый зритель должен дать свой ответ.

Ли Ледар представил проект «Двойная связь». Для того чтобы воплотить его в жизнь, Ледар поехал в загородный дом со своей бывшей женой и снимал ее на протяжении трех дней. А через два месяца по просьбе Ледара она вернулась в тот же дом, но только уже со своим нынешним мужем (фотографом Адамом Феддерли), который также снимал ее и по договоренности отдал еще непроявленные пленки Ледару. Таким образом, получены два субъективных архива (в общей сложности – около тысячи фотографий), являющиеся сравнительным анализом одного и того же субъекта. Женщина рассматривается с позиций двух разных отношений: настоящего мужа, который видит в отношениях с женой безграничные возможности, и бывшего мужа, ощущающего эти отношения исчерпанными.

Гилад Ратман продемонстрировал на выставке две фотографии и видеоинсталляцию. В инсталляции «The Multipillory» двенадцать человек проталкивают головы сквозь огромную фотографию, вертикально расположенную на деревянном стенде. Как сам Ратман прокомментировал свою работу, «она намекает на средневековое пыточное устройство, говорит об интимности по необходимости и об унижении вне контекста».

Марло Паскуаль в своих работах использует уже существующие фотографии и кинематографические образы. Она подбирает винтажные снимки разных жанров (натюрморты, интерьеры, портреты, ню) в эконом-магазинах и на eBay, затем увеличивает их, обрезает, реорганизует с помощью бутафории и освещения, заставляя увидеть их по-новому. Таким образом, образы извлекаются из предшествующего контекста и принимают новые роли.

Лиз Дэшен, начинавшая карьеру с пейзажной фотографии, в последнее время стала работать в абстрактном направлении. Сама она так говорит о произошедших с ней изменениях: «Я работаю в направлении расширения диалога с фотографией, характера взаимоотношений с ней. Зачастую предметом моих работ является цвет. Меня интересует фотография, культивирующая самоаналитический диалог и в то же время отражающая мир в целом, фотография, которая пользуется инструментарием, соединяющим концепцию с формой». Ее работы вызвали больше всего удивления среди посетителей выставки, потому что по периметру ее зала были развешаны абсолютно чистые листы одинакового формата.

Кроме названных фотохудожников, в экспозиции приняли участие Ро Этридж, Шэннон Эбнер и Триша Доннелли (США), Петер Фишли и Давид Вайс (Швейцария), Дариус Хонджи (Иран – Франция), Кацуо Шинохара (Япония), Солмаз Шахбази (Иран – Германия), Аннет Кельм и Ханс-Петер Фельдман (Германия).

Корреспондент «Голоса Америки» попросила одного из посетителей выставки, студента МАРХИ Владимира, выбрать работу, которая понравилась ему больше всего. «Меня поразил Ледар со своей «Двойной связью», – сказал Владимир. – В этих фотографиях столько жизни, столько личных переживаний, столько несказанных слов, а с другой стороны – столько страсти, веры в будущее, мечтаний. Даже если фотографии Ледара не были бы по концепции расположены на черной панели, а снимки Феддерли – на белой, все равно можно было бы сказать, какие из них снимал бывший муж, а какие – настоящий. Это чувствуется. Проект Ледара являет собой тот редкий случай, когда искусство и реальная жизнь пересекаются в одной точке – это восхищает».

Экспозиция «Когда наступает сейчас» продлится до 6 февраля. Выставка будет интересна и любителям, и профессиональным фотографам, потому что «сейчас» наступает и наступает по всем фронтам.

Другие новости культуры читайте здесь

XS
SM
MD
LG