Линки доступности

«100 лет Голливуду» в России


Гарольд Ллойд в комедийном фильме «Доктор Джек»

Гарольд Ллойд в комедийном фильме «Доктор Джек»

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль «100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка». Организаторы фестиваля – Генеральное консульство США, международное фестивальное агентство Tour de Film и киноцентр «Родина» – показали десять классических лент немого периода кинематографа.

Зрители увидели картины, в которых снялись Грета Гарбо, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Рудольфо Валентино, Дуглас Фэрбенкс, Уильям Харт. Посмеялись экранным гэгам великих комиков Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда. А настоящим испытанием для киноманов стала легендарная лента Дэвида Гриффита «Нетерпимость», которая идет 3 часа 17 минут.

Классические фильмы под «архаичную музыку»

Каждый сеанс сопровождался живой музыкой в исполнении лучших петербургских инструменталистов, среди которых были Андрей Суротдинов, скрипач рок-группы «Аквариум»; Владимир Волков, руководитель коллектива «ВолковТрио»; Данила Акимов и Вадим Чалый. Последний показ фестиваля – комедию «Доктор Джек» с Гарольдом Ллойдом – сопровождала музыка в исполнении группы «Easy Winners Ragtime Band». Участник группы Андрей Воеводский в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» заметил, что до этого он не видел ни одного фильма с участием великого комика.

«Я с большим удовольствием открыл для себя этого артиста. Можно сказать, немножко расширил свой кругозор. Хотя среди наших ребят были такие, кому это имя знакомо. Теперь я хочу посмотреть и другие фильмы с его участием», – подчеркнул музыкант.

Андрей Воеводский заметил, что группа «Easy Winners Ragtime Band» играет «архаичную музыку» – ту, что была написана в первой четверти ХХ века, то есть именно в то время, когда и были сняты классические ленты эпохи немого кино.

«Известно, что в те времена сеансы сопровождались игрой таперов, которые, глядя на экран, импровизировали, стараясь попасть в настроение происходящего. Сегодня мы не будет импровизировать, а сыграем по нотам. Мы до этого сеанса несколько раз репетировали под видеоряд, подобрали соответствующее, как нам кажется, музыкальное сопровождение – рэгтаймы и вальсы, написанные в десятые годы прошлого века. Конечно, волнуемся немножко, как и перед каждым выступлением», – сказал Андрей Воеводский.

Творческое волнение сопровождает выступление любого артиста, и в данном случае оно обернулось настоящим успехом. Публика в киноцентре «Родина» аплодировала и фильму Гарольда Ллойда, и работе петербургских инструменталистов, исполняющих «архаичную музыку».

Где можно встретить молодых интеллигентов

В зале было довольно много молодежи. Директор агентства Tour de Film Марина Штауденманн это отметила.

«Нам удалось все, что мы задумали, что для культурных проектов в Санкт-Петербурге не очень характерно, – подчеркнула Марина Штауденманн. – А в нашем случае все было очень слаженно и спокойно. И проект получился на одном дыхании благодаря партнерству с американским консульством и киноцентром «Родина». С особой благодарностью хочу отметить господина Эрика Джонсона (атташе по культуре Генерального консульства США – А.П.), которого можно считать соавтором проекта».

Марина Штауденманн считает большой личной удачей, что во время фестиваля был показан на большом экране фильм «Плоть и дьявол» с Гретой Гарбо в главной роли. Штауденманн впервые посмотрела этот фильм несколько лет назад на видеокассете и тогда «загорелась идеей» погрузить киноманов в атмосферу кинотеатров 20-х годов прошлого века.

Еще одной творческой удачей директор агентства Tour de Film считает показ фильма «Нетерпимость». «Мы думали, смогут ли зрители выдержать черно-белую картинку в течение всей демонстрации фильма», – вспоминает Марина Штауденманн. – Но и тут мы не проиграли. Нам удалось собрать публику, которая действительно интересуется классикой кинематографа, которой интересен наш проект».

Посмотреть классику Голливуда 20-х годов в сопровождении живой музыки приходила петербургская интеллигенция разных поколений. «Главной победой нашего фестиваля я считаю то, что нам удалось привлечь внимание молодежи. Нам постоянно пишут письма с комментариями и пожеланиями, что нам очень приятно. Авторы спрашивают, что еще можно посмотреть из киноклассики, что почитать об истории кино. И такая любознательность, желание узнать как можно больше, для меня, как для инициатора этого проекта – очень важно. Молодежь сейчас часто ругают. Приходите в киноцентр «Родина», и вы увидите отличную, любознательную, интеллигентную молодежь Санкт-Петербурга», – приглашает Марина Штауденманн.

Фестиваль завершен. Да здравствует фестиваль!

С голливудской классикой 20-х годов познакомились киноманы (или на старинный лад синефилы) не только Северной столицы, но также Петрозаводска, Калининграда и Екатеринбурга. Первые два города входят в консульский округ американского дипломатического представительства в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге 15 лет назад было открыто собственное Генконсульство США.

Как свидетельствует консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Эрик Джонсон, его коллеги на Урале высоко оценили проект «100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка».
«Американский консул по вопросам культуры в Екатеринбурге сказал мне, что это было самое успешное мероприятие за полтора десятилетия», – с гордостью рассказал Эрик Джонсон.

Во время ночных киносеансов в екатеринбургском Доме кино были показаны комедии «Малыш» (в главных ролях Чарли Чаплин и Джеки Куган) и «Застенчивый» с Гарольдом Ллойдом. Те же ленты демонстрировались в Петрозаводске в кинозале «VIP», а в Калининграде в кинотеатре «Заря» зрители увидели комедию Бастера Китона «Навигатор» и драму с Гретой Гарбо «Плоть и дьявол».

«Везде, где мы были, зрители просили нас приезжать еще и показывать другие фильмы классики Голливуда. То же самое было здесь, в Питере, а также в Вологде и других городах, где киноклубы увидели, что наш проект имеет успех. Они теперь сами начинают организовывать показ немых фильмов в сопровождении живой музыки», – отмечает Эрик Джонсон. Консул добавил, что чувствует некоторою грусть оттого, что фестиваль заканчивается. «Но я надеюсь, что в феврале следующего года нам удастся организовать показ восьми голливудских шедевров в жанре «фильм-нуар» – «черное кино»».

Эрик Джонсон пояснил, что зрителям в Петербурге будут показаны ленты, в которых, вопреки стереотипам о голливудских стандартах, отсутствует пресловутый «хэппи-энд». Консул по вопросам прессы и культуры не раскрыл всех секретов предстоящего кинопоказа. Он сказал лишь, что откроется фестиваль «фильм-нуар» классической лентой 1952 года «Бульвар заходящего солнца» («Sunset Boulevard») режиссера Билли Уайлдера. «Это будет своеобразное продолжение нынешнего проекта, ибо главную роль в этой картине играет звезда немого кино Глория Свенсон. Кстати, после этого фильма в ее карьере начался новый этап. А в одном из эпизодов фильма «Бульвар заходящего солнца» участвует и Бастер Китон, который играет самого себя. И это будет хорошее начало», – заметил Эрик Джонсон.

Вторым на фестивале «фильм-нуар» будет показан детектив «Мальтийский сокол» в постановке Джона Хьюстона с легендарными Хамфри Богартом и Питером Лорре. Кроме того, зрители увидят ленты с Керком Дугласом, Ритой Хейворт и другими суперзвездами Голливуда 40-50-х годов. «’Чёрный фильм’ оказал большое влияние на мировой кинематограф, в частности, на знаменитую французскую «новую волну». И до сих пор эти ленты, снятые в период «холодной войны» и не известные российской аудитории, оказывают большое влияние на современное американское кино», – считает Эрик Джонсон.

Другие новости культуры читайте здесь

Другие материалы о событиях в России читайте здесь

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG