Линки доступности

Хельсинская комиссии США провела слушания по этническому конфликту в Кыргызстане

Правительство Кыргызстана должно прислушаться к рекомендациям Международной комиссии по расследованию этнического конфликта на юге Кыргызстана в июне прошлого года и всячески способствовать примирению сторон. Об этом в ходе слушаний в Хельсинской комиссии США заявил конгрессмен Кристофер Смит.

По словам конгрессмена, несмотря на призывы Международной комиссии восстановить справедливость в стране, правительство Кыргызстана продолжает преследовать в основном этнических узбеков. Несмотря на то, что большинство жертв столкновений – этнические узбеки, подавляющая часть задержанных также узбеки, отметил Смит. В ходе некоторых судебных дел подзащитные подвергались пыткам, а их свидетели не были допущены к суду.

Согласно докладу Международной независимой комиссии, число жертв конфликта составило 470 человек. Большинство из них – этнические узбеки. Более 400 тыс узбеков, проживавших в Кыргызстане, были вынуждены покинуть свои дома.

В ходе слушаний выступил финский дипломат Киммо Кильюнен, возглавивший работу Международной комиссии. Он выразил благодарность американскому правительству за широкую поддержку работы комиссии. Кильюнен также отметил, что правительство Кыргызстана сделало все возможное для того, чтобы создать необходимые условия для работы комиссии.

Основные принципы расследования

Кильюнен напомнил, что комиссия состояла из семи высококвалифицированных международных экспертов и была поддержана ООН.

«Мы использовали методику ООН – продолжил он. – Перед нами стояли две задачи: узнать, что произошло и почему это произошло». В ходе расследования комиссия опросила 700 свидетелей и на основе этого выработала ряд заключений и рекомендаций для правительства Кыргызстана и международного сообщества.

По словам Кильюнена, конфликт начался не 10 июня, как это принято считать, а 7 апреля 2010 года – то есть в день, когда был свергнут режим президента Курманбека Бакиева и в стране образовался вакуум власти. Растущее напряжение в отношениях между тремя основными политическими игроками (сторонниками Бакиева, членами временного правительства и местными узбекскими лидерами), а также «политический фанатизм» стали причинами кровопролития в городе Ош, отметил эксперт.

«Мы попытались рассмотреть конфликт с точки зрения международного права», – подчеркнул Кильюнен. По заключениям расследования, комиссия не выявила фактов военных преступлений и геноцида, а имеющиеся у комиссии доказательства говорят о том, что в ходе насилия имели место преступления против человечности, отметил эксперт.

По словам Кильюнена, если исходить из принципа, что каждое правительство должно защищать свой народ, то можно сделать вывод, что «временное правительство принципиально не сумело защитить население» во время конфликта.

«Военные не смогли предотвратить захват оружия гражданскими лицами», поэтому должно быть проведено расследование действий бывших членов временного правительства. «Мы располагаем доказательствами необходимыми для того, чтобы указать, что отдельные личности должны предстать перед судом», – сказал Кильюнен.

По словам Кильюнена, в рекомендации комиссии входит принятие ряда мер, которые бы способствовали примирению между этническим большинством и этническим меньшинством. Он также отметил, что в целом сегодня этнические узбеки (составляют меньшинство в Кыргызстане) в хорошем экономическом состоянии и в среднем они живут богаче, чем этнические кыргызы. «Но они не представлены в политике, правоохранительных и судебных структурах», – добавил он.

Персона нон грата

Месяц назад парламент Кыргызстана большинством голосов принял постановление объявить Киммо Кильюнена персоной нон грата. Причиной тому стало недовольство парламентариев результатами работы комиссии Кильюнена.

«Мне кажется, что ко мне так критично отнеслись, потому что депутаты хотят уйти от ответственности, и это очень печально», – посетовал Кильюнен. Он также выразил опасение, что правительство Кыргызстана может преследовать местных жителей, которые помогали Международной комиссии. «Нашей единственной целью было помочь примирению народов», – отметил он.

Кильюнен также выразил сожаление, что средства массовой информации Кыргызстана не способствуют общенациональному применению. По его словам, местные СМИ встретили доклад комиссии без восторга. «Пресс-коференция в мае, когда я предствалял итоги расследования в Бишкеке, оказалась необычной: я никогда не сталкивался со столь непримиримыми журналистами, которые сперва задавали мне каверзные вопросы, а потом аплодировали друг другу», – рассказывает Кильюнен.


Реакция Кыргызстана

В ходе слушаний посол Кыргызстана в США Муктар Джумалиев отметил, что международное расследование причин этнического конфликта «очень важный и щепетильный вопрос» для его страны. Он напомнил, что это был первый подобный опыт для Кыргызстана.

«Правительство Кыргызстана приветствует работу комиссии и соглашается с рядом ее заключений и рекомендаций», – сказал посол. Он подчеркнул, что Кыргызстан «предпринимал и будет предпринимать все необходимые шаги к применению сторон».

Джумалиев заверил, что некоторые рекомендации комиссии уже выполняются. Например, будет основана специальная комиссия, состоящая из представителей разных национальностей, которая предпримет план по примирению сторон.

«Никто не спорит с тем, что произошли серьезные нарушения прав человека, включая изнасилования и пытки», – продолжил Джумалиев. Однако посол Кыргызстана также отметил, что его правительство несогласно с тем, что имели место факты преступлений против человечности.

Джумалиев добавил, что недавно президент Роза Отунбаева призвала парламент пересмотреть решение по Кильюнену.

Реакция экспертов

По словам Марты Олкотт (Martha Olcott), старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, комиссия Кильюнена проделала огромную работу. В то же время, эксперт критикует некоторые заключения и рекомендации комиссии, которые, по ее словам, были скорее предназначены для западной публики, чем для властей Кыргызстана.

В частности, в Кыргызстане бурную реакцию вызвали рекомендации о том, что страна должна быть переименована (из «Кыргызская Республика» в «Республика Кыргызстан») и то, что узбекский язык должен получить особый статус.

Хельсинская комиссия и другие международные организации не должны «прописывать то, каким образом Кыргызстану следует строить свою государственность», подчеркнула Олкотт.

Олкотт считает, что большинство населения Кыргызстана поддержит многие рекомендации комиссии о том, что необходимо реформировать судебную систему и правоохранительные органы. Однако для многих в стране был важен тот факт, что насилие было остановлено за четыре дня, добавила она.

С таким мнением соглашается Алишер Хамидов, лектор в Университете Джонса Хопкинса, который находился в городе Ош во время вспышки межэтнического насилия. «Как и остальные беженцы, я надеялся, что вмешаются соседние государства», – рассказывает он. Однако Организация Договора о коллективной безопасности отказом ответила на просьбу Кыргызстана о предоставлении военной помощи, напоминает Хамидов.

«Существует много разных объяснений того, почему произошел конфликт», – отмечает эксперт. По его словам, конфликт в Оше привел к неформальному консенсусу о том, что есть сильное этническое большинство и проигравшее этническое меньшинство – узбеки. Если Кыргызстан найдет способы примирения сторон путем сбалансированной этнической политики, то страна станет примером для государств-соседей. В противном случае республика станет «заложником бесконечных циклов революций и конфликтов», – заключил Хамидов.

Другие материалы читайте в нашей рубрике «Центральная Азия»

XS
SM
MD
LG