Линки доступности

Российские производители вертолетов на ежегодной выставке Heli-Expo 2010

  • Даниил Левин

В Хьюстоне завершилась крупнейшая в мире выставка вертолетов Heli-Expo 2010. Российское вертолетостроение на выставке было представлено продукцией холдинга «Вертолеты России», дочернего предприятия ОАО «ОПК "Оборонпром"». Директор ОАО «ОПК "Оборонпром"» Андрей Реус сообщил собравшимся на выставке журналистам о том, что в течение следующих десяти лет российские вертолетостроители планируют увеличить свою долю на мировом рынке с 5% до 15%. «Производство наших вертолетов ежегодно растет на 20-30%, и мы планируем достичь к 2020 году уровня 15% мирового рынка. Сейчас эта цифра составляет 5%», – сказал Андрей Реус.

Heli-Expo по праву можно назвать крупнейшей и престижнейшей выставкой в мире вертолетостроения. Выставка проводится ежегодно в разных городах США. Предыдущая HELI-EXPO 2009 проводилась в городе Анахайм, штат Калифорния. На выставочной площади 19729 кв. м. более пятисот компаний-участников представили свои разработки, продукцию и услуги. Были представлены 53 модели вертолетов различного назначения, а также радиоэлектроника, аксессуары, запчасти и оборудование.

Рассказывая об участии российских фирм в крупнейшей выставке, Андрей Реус сообщил: «Российский холдинг "Вертолеты России" входит в шестерку основных игроков мирового рынка вертолетов и мы должны быть всегда рядом с равными нам. Присутствие на этой выставке российского холдинга, прежде всего, говорит о том, что мы находимся на одном поле с нашими конкурентами».

Холдинг «Вертолеты России» представил на выставке модельный ряд российских вертолетов, выпускаемых для североамериканского рынка и стран Латинской Америки. По информации пресс-службы холдинга, в 2009 г. компания завершила консолидацию отрасли и объединила отечественные вертолетостроительные предприятия в единую холдинговую структуру, выпускающую российские вертолеты под единым брендом в легком, среднем и тяжелом сегментах. По сообщениям пресс-службы холдинга сегодня российские вертолеты эксплуатируются в 100 странах мира, в т.ч. в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Колумбии, Венесуэле и других латиноамериканских странах.

«Честно говоря, ни разу не сталкивался с российскими вертолетами в США, – сообщил «Голосу Америки» Дерек Гордон, президент консалтинговой авиационной фирмы Aviation Solutions Group в штате Миссури. – Мы работаем с клиентами по всем Соединенным Штатам, и ни разу мне не приходилось иметь дело с вертолетами российского производства. Вероятно, их можно найти где-нибудь в сельской местности, но не в больших городах».

«В Соединенных Штатах попросту нет российских вертолетов, – сказал Лу Каминский, президент консалтинговой фирмы Aircraft Marketing в Лас Вегасе, штат Невада. – Для того чтобы продавать свою продукцию в США, российским производителям необходимо пройти сертификацию товара в FAA – Федеральной администрации авиации. Насколько мне известно, вертолет Ка-32A удалось сертифицировать в Канаде. В Штатах же пока таких прецедентов не было».

«Минобороны США действительно закупил партию многоцелевых вертолетов Ми-17, – сообщил нам Пол Джексон, представитель компании Сикорского – ведущей фирмы разработчика и производителя вертолетов в США, – но не для работы в стране, а для операций в Афганистане».

«Вероятно, когда российские вертолетостроители говорят о 5% завоеванного ими рынка, они имеют ввиду весьма специфические ниши вертолетного рынка, – продолжает Лу Каминский. – Сегодня основной спрос на вертолеты определяется корпоративными клиентами и правительственными заказами, поставляющими вертолеты в армию, в полицию, в службы спасения и наблюдения, в медицинскую отрасль. Везде нужны надежные машины. Время ремонта стоит дорого, и машины должны летать. Российская же продукция отличается недолговечностью. Основные детали – такие как двигатель – выдерживают не более 1500 часов эксплуатации, в то время как продукция конкурентов летает до 5000 часов без необходимости серьезного ремонта. Кто может себе позволить преобретать недолговечные машины? В основном – госструктуры стран третьего мира. Российских вертолетов, таких как Ми 17, Ми 26, много в странах Южной Америки и Африки. Вертолеты поставляются туда по относительно низкой стоимости в комплекте с двумя-тремя запасными двигателями. Сломался, починился, полетел дальше. Кроме того, в этих странах уже есть российские центры обслуживания, что существенно облегчает ремонт. Но даже развивающиеся страны, в частности страны СНГ, предпочитают преобретать западные машины. Они надежны, легки в эксплуатации и не приводят к частым и длительным вынужденным простоям».

«Все дело в конструкторской философии», – считает Дейл Джонсон, менеджер компании PHI, основного поставщика вертолетов для севороамериканских нефтяных компаний. – Российские машины – выносливые и прочные. Но после 1500 летных часов они начинают полностью сыпаться и требуют замены всех основных частей. Так они спроектированы и так построены. Некоторых клиентов, например Китай и Индию, такой режим работы вполне устраивает. Особенно, если в комплекте с каждой машиной поставляются запасные двигатели и центры обслуживания находятся неподалеку. Вполне возможно, что 5%-15% рынка, о которых говорят русские, находятся именно там. У нас же, например, в Мексиканском заливе, вы не встретите ни одной машины российского производства. Кроме того, российские производители не отслеживают эксплуатацию своих машин клиентами. Если западному производителю становится известен дефект собственного товара, он обязательно обзвонит всех владельцев машины и укажет на дефект. Российские компании так никогда не делают», – сказал Джонсон в интервью «Голосу Америки».

Представители американских фирм на выставке Heli-Expo 2010, с которыми удалось поговорить «Голосу Америки», считают, что, видимо, отмечая успехи вертолетостроительной отрасли в России, г-н Реус погорячился, назвав цифры 5-15% как перспективные на западных рынках. О таких цифрах можно говорить, либо изменив философию производства, либо продолжив ориентироваться на рынки развивающихся стран. Но тогда лучше не говорить о долгосрочной перспективе, ибо, в конце концов, развивающиеся страны станут развитыми и пересядут на вертолеты бывшего россиянина Сикорского.

XS
SM
MD
LG