Линки доступности

Испытание на прочность: честь Греции или стабильность евро

  • Владимир Шекоян

Испытание на прочность: честь Греции или стабильность евро

Испытание на прочность: честь Греции или стабильность евро

Мировые финансовые рынки молниеносно отреагировали на поступающие сообщения о разрабатываемом Европейским Союзом (ЕС) проекте по спасению утопающей в долгах государственной финансовой системы Греции. Ожидается, что в четверг на заседании лидеров стран- членов ЕС будет принято соответствующее заявление, приоткрывающее завесу над вопросом – а как конкретно ЕС собирается решить проблему платежеспособности Греции?

То, что президент Европейского Центрального банка Жан-Клод Трише примет участие в заседании глав государст- членов ЕС, уже само по себе является обнадеживающим фактором для греческих кредиторов.

Ситуация в Греции, так же как и в ряде других европейских стран, обнажила проблему, о которой говорили эксперты еще накануне зарождения общей европейской валюты и вступления большинства стран ЕС в единую Еврозону. Настоящей ахиллесовой пятой системы является то, что шаги, предпринимаемые одними странами по реализации своих бюджетных ассигнований, в конечном итоге влияют на положение дел в других странах Еврозоны.

Наглядным примером тому является то, что, несмотря на установленную норму в 3%, бюджетный дефицит Греции составил 12,7% от ВВП, что более чем в 4 раза превышает максимально допустимый норматив ЕС. Одновременно с этим государственный долг Греции уже перевалил за отметку в 113 % от ВВП. Похожая ситуация сложилась в Португалии, Испании, Ирландии и, отчасти, в Италии.

Данное обстоятельство, в дополнение ко всему прочему, означает, что этим странам вдобавок ко всему обслуживание внешнего долга обходится еще дороже, так как в обмен на возросший риск кредиторы настаивают на более высокой компенсации. Дошло до того, что кредиты некоторым крупным компаниям предоставляются по процентным ставкам, которые ниже, чем ставки, предлагаемые вышеперечисленным суверенным государствам. То, что под сомнением оказалось доверие к финансовой состоятельности этих стран, относящихся к числу развитых государств мира – явление само по себе примечательное.

В настоящий момент заявления о поддержке экономики Греции скорее всего уже рассматриваются через призму того, как далеко пойдет ЕС в оказании помощи другим «проблемным», с финансовой точки зрения, странам ЕС. Примечательно заявление заместителя председателя парламентской фракции Германии М. Майстера, отметившего в интервью газете Financial Times Deutschland, что «главным приоритетом является поддержание стабильного евро».

Тем не менее, эксперты с настороженностью относятся к прогнозам о будущем европейской валюты, в том числе – предсказаниям о том, что удастся безболезненно преодолеть данный кризис в Еврозоне. На мой взгляд, многое будет зависеть от того, как конкретно ЕС возьмется за разрешение ситуации. Возможно, что страны- члены ЕС коллективно возьмут на себя выплату по долговым обязательствам других членов Еврозоны. В то же время, данный шаг приведет к увеличению стоимости получения кредитных ресурсов для всех членов ЕС. Другой мерой может стать предоставление Греции со стороны ЕС долгосрочного кредита, равного долговым обязательствам Греции. Однако не совсем ясно, смогут ли члены ЕС предоставить долг в размере примерно $70 млрд., а если и смогут, то как данный шаг отразится на финансовом благополучии других стран-членов ЕС?

Возможным решением может стать выпуск государственных облигаций странами-членами ЕС и их размещение на рынке при помощи привлечения частного капитала. Теоретически, идея неплохая, но практически – трудновыполнимая, так как речь идет о привлечении весьма немалой суммы, в сравнительно небольшом сегменте рынка, да еще и в сжатые сроки.

Альтернативой вышеперечисленному может стать обращение ЕС к МВФ и выделение последним экстренного кредита. Однако и в данном случае, думаю, камнем преткновения может стать как сама сумма кредита, так и его сроки и условия, на которых он будет предоставлен.

Какой бы из рассматриваемых путей ни был принят, очевидным является то, что правительству Греции, наравне с правительствами стран, оказавшихся в похожей ситуации, придется осуществить серьезнейшую работу по реорганизации всей системы налогообразования и налогообложения, а также значительно урезать государственные расходы. Накануне встречи с президентом Франции Николя Саркози, премьер-министр Греции Йоргос Папандреу озвучил пакет мер, призванных ослабить давление на бюджет страны. В числе мер предполагается увеличить пенсионный возраст и повысить налоги, взимаемые с Греческой православной церкви.

Необходимо отметить, что несмотря на все предлагаемые меры, пока еще преждевременно исключать вероятность того, что дефолт Греции может оказаться первым этапом дестабилизации европейских (а в дальнейшем – и мировых) финансовых рынков.

На протяжении десятилетий ведущие экономические державы планеты пропагандировали необходимость соблюдать строгую финансовую дисциплину в сочетании с умеренностью в бюджетных расходах. Хотя, как мы видим, за последние несколько лет приоритеты и акценты в данном вопросе сместились, основополагающий прицип сбалансированности финансов в целом и бюджета в частности продолжает оставаться актуальным.

Существует опасность того, что предпринимаемые ЕС меры создадут впечатление финансовой вседозволенности для некоторых членов мирового сообщества, что, в свою очередь, может «спровоцировать» другие страны жить не по средствам. Стоит ли еще раз напоминать, что в конечном счете от этого проиграют все.

Не стоит забывать расхожую в финансовых кругах мудрость: «Хороший бюджет – это хорошо сбалансированный бюджет».

XS
SM
MD
LG