Линки доступности

ГЛОНАСС стал глобальным

  • Юрий Караш

2 сентября ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту еще три спутника российской навигационной системы ГЛОНАСС, доведя, таким образом, общую численность ее космических аппаратов (КА) до 26 штук. В настоящее время активно задействованы 21, что позволяет эффективно использовать ГЛОНАСС на территории России, однако с введением в строй еще трех спутников, данная навигационная система позволит определять местоположение в любой точке земного шара.

ГЛОНАСС – не пионер в области спутниковой навигации. Решение о развертывании подобной системы, получившей название «Системы глобального позиционирования», или GPS, было принято в США еще в 1973 году. Первый спутник GPS был выведен на орбиту в 1978 году, а в 1994 году «созвездие» из 24-х орбитальных аппаратов, кружащихся вокруг Земли на высоте 20 200 километров, «покрыло» своими сигналами всю планету. В ответ на GPS лидеры СССР приняли в 1976 году решение развернуть ГЛОНАСС. Правда, становление советской, а после – российской системы шло труднее, чем американской. Первые два ее спутника вышли на орбиту в 1982 году, а к 1991 году в Советском Союзе было 12 работающих космических аппаратов ГЛОНАСС, облетавших земной шар на высоте 19 100 километров, что в ограниченном масштабе позволяло использовать эту систему. Из-за непродолжительного срока службы отечественных спутников типа ГЛОНАСС (около 3-х лет) и невозможности по экономическим причинам своевременно их менять на «свежие» аппараты к 2002 году у России осталось только 8 спутников этой системы, что делало ее практически бесполезной.

Ситуация стала меняться к лучшему после того, как 20 августа 2001 года правительством РФ была принята федеральная целевая программа по возрождению ГЛОНАСС. Одна из целей, поставленных этой программой, состояла в увеличении срока службы спутников. «Классический» КА ГЛОНАСС работал всего лишь три года, после чего выходил из строя. Естественно, это вызывало необходимость более частой замены спутников, что приводило к удорожанию эксплуатации всей системы. Теперь на орбиту выводятся КА «ГЛОНАСС-М» со сроком службы порядка 7 лет.

Но так ли уж нужен ГЛОНАСС? Ведь приемники GPS продаются по всему миру. Есть переносные, автомобильные, воздушные, морские и прочие варианты. Можно их купить и в России по ценам в диапазоне от 1 900 рублей ($70) до 60 000 рублей ($2000). Причем, это – единственные расходы, ибо пользование GPS бесплатное. Более того, российские вооруженные силы, в том числе их стратегическая составляющая, также успешно использует GPS. Зачем же создавать ее дорогостоящего дублера?

В основе решения создать и, несмотря на экономические трудности России, продолжать доводить ГЛОНАСС до рабочего состояния, лежат четыре главных причины. Первая – военная. Несмотря на окончание «холодной войны» и разговоры о стратегическом партнерстве между Россией и США, страны эти еще разделяют немало противоречий, которые могут привести к обострению отношений между ними. Если данное обострение дойдет до стадии силовой конфронтации, то Соединенные Штаты могут в любой момент отключить систему GPS, «ослепив», таким образом, военную технику потенциального противника. Применение же этой техники на дальней дистанции немыслимо без точного навигационного сопровождения.

Более того, по существующим в США правилам, нужно получать специальное разрешение на экспорт GPS приемника в случае, если он будет использоваться в условиях, где будут одновременно присутствовать два показателя: высота – более 18 000 метров и скорость движения – более 1854 километров час. Так американское правительство пытается воспрепятствовать применению GPS на боевых ракетах и самолетах недружественных к США стран.

Вторая причина – социально-экономическая. Правительство России планирует глубоко интегрировать ГЛОНАСС в разные сферы жизни страны. Это и мониторинг грузоперевозок, работа МЧС, МВД, медицинских служб, и кадастровый учет и контроль сложных технических сооружений, внедрение единого номера «112» для вызова спасательных, медицинских служб и милиции, и формирование системы экстренного реагирования при автодорожных авариях.

Третья причина носит научно-технический характер. Развертывание и эксплуатация ГЛОНАСС стимулирует развитие российской электронной промышленности и средств связи, являющихся важнейшими компонентами любой современной высокотехнологичной экономики. И, наконец, четвертая причина связана с имиджем российского правительства и лично – премьер-министра Владимира Путина.

Как известно, Путин сделал ГЛОНАСС предметом своего особого внимания и заботы. Известна его шутка о том, что он хотел бы одеть приемник ГЛОНАСС даже на своего лабрадора Кони, чтоб та далеко не убегала. Развертывание ГЛОНАСС и его максимально широкое внедрение в России должны продемонстрировать твердость и последовательность премьера в доведении до успешного завершения начатых или курируемых им дел.

Несмотря на то, что приемники, которые принимают сигналы ГЛОНАСС – российского производства, они также могут принимать сигналы и GPS. Это значительно повышает точность определения координат, так как в диапазоне «видимости» этих приемников всегда находится достаточное количество российских и американских навигационных спутников.

Новости России читайте здесь

XS
SM
MD
LG