Линки доступности

Американские дипломаты о войне 2008 года и о проблеме «замороженных конфликтов»


Осетинский солдат

Осетинский солдат

По мнению бывшего представителя Госдепартамента, у осетин и абхазцев были причины желать независимости от Грузии

Американские дипломаты полагают, что Кремль мог знать заранее о планах военного вторжения Грузии в Южную Осетию восьмого августа 2008 года. Одной же из главных причин, по которой осетины и абхазцы до сих пор так сильно желают отделения от Грузии, по мнению некоторых представителей Госдепартамента США, явилось националистическое отношение грузинского руководства к местным нацменьшинствам после распада СССР.

В свете третьей годовщины со дня российско-грузинской войны 2008 года Русская служба «Голоса Америки» решила поговорить о причинах и последствиях этого конфликта с бывшими и действующими американскими дипломатами.

Рассуждая о выводах, которые должны сделать мировые лидеры и общественность после трагических пяти дней боевых действий трехлетней давности, бывший посол США в Грузии Кеннет Яловиц заметил:

«Во-первых, российско-грузинская война 2008 года ярко продемонстрировала, что очень многие из так называемых "замороженных конфликтов" де-факто не являются замороженными. К сожалению, у меня есть опасения, что похожее обострение может произойти в будущем между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Во-вторых, мы с вами увидели, что впервые с момента распада Советского Союза два ныне независимых государства, входивших в его состав, пытались разрешить территориальный спор, прибегнув к военной силе. Я думаю, что события августа 2008 года породили очень опасный прецедент. Остается только надеяться на то, что Россия и Грузия не допустят повторения боевых действий», – отметил американский посол.

Комментируя выдержки из доклада, подготовленного группой экспертов-международников под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини и призванного рассказать о предыстории, протекании и последствиях вооруженного конфликта, Яловиц назвал один, по его мнению, существенный недочет в документе.

Напомним, в опубликованном 30 сентября 2009 года 1150-страничном докладе, подготовленном в кратчайшие сроки (9 месяцев), говорится о том, что обе стороны несут ответственность за произошедшее. Одним из главных выводов, к которым пришли эксперты, стало заключение о том, что в ночь с седьмого на восьмое августа 2008 года тяжелая грузинская артиллерия первой начала массированную бомбардировку столицы Южной Осетии города Цхинвали. В документе говорится, что все попытки грузинских властей предоставить юридическое обоснование своему решению начать обстрел Цхинвали не увенчались успехом.

Как следует из доклада, одним из основных объяснений превентивной атаки было утверждение о том, что российская армия планировала военное вторжение на территорию суверенной Грузии. По утверждению Тбилиси, именно по этой причине грузинские военные силы вынуждены были начать артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии. Авторы доклада не приняли эти сведения как правдоподобные.

Однако в официальной реляции международных экспертов Грузия не выступает в качестве главной виновницы кровопролитных событий 8 августа 2008 года. Дело в том, что, согласно отчету, российской стороне вменяются серьезные нарушения целого ряда международных конвенций, а также систематические провокации грузинских пограничников, предшествовавшие началу боевых действий. В частности, экспертами были установлены многочисленные случаи раздачи паспортов РФ гражданам Южной Осетии и Абхазии.

Американский посол полагает, что именно поэтому бомбардировку Цхинвали грузинскими военными нельзя рассматривать отдельно от этих провокационных действий российской стороны.

«Несмотря на то, что на словах Москва соглашалась с принадлежностью Абхазии и Южной Осетии к Грузии, в ее действиях четко прослеживалось нежелание помогать Тбилиси вернуть контроль над этими регионами. Например, одним из самых показательных моментов такого поведения со стороны Кремля стали маневры российских войск на границе с Южной Осетией всего за несколько дней до событий восьмого августа. К сожалению, Грузия не выдержала и применила силу первой. Поэтому, мне кажется, что одним из главных недостатков доклада Тальявини является не слишком глубокий анализ событий, непосредственно предшествовавших боевым действиям», – убежден Яловиц.

Бывший посол США в Тбилиси считает, что операция Грузии отнюдь не стала сюрпризом для российских военных, как утверждали в Москве. Яловиц полагает, что россияне прекрасно подготовились к этой военной шахматной «партии», стянув перед августовскими событиями к своим южным границам армейские подразделения.

«Не следует полагать, что произошедшее в ночь с седьмого на восьмое было чем-то спонтанным. К этому стороны готовились заранее. Эта партия была разыграна шахматистами-профессионалами», – полагает Яловиц.

Бывший американский дипломат, а ныне вице-президент Атлантического совета США Деймон Уилсон согласен с Яловицем. «Было бы неправильным рассматривать эту пятидневную войну лишь в контексте событий 8-12 августа. Дело в том, что на бумаге Россия была посредником в урегулировании конфликта между Грузией и двумя регионами, желавшими отделения. В реальности же, Россия превратилась в самого что ни на есть главного участника этого конфликта. Россия не была беспристрастной в этом споре и откровенно плохо выполняла роль третейского судьи. Таким образом, складывается впечатление, что она просто готовила плацдарм к присоединению двух отколовшихся от Грузии регионов к своей территории», – отметил в интервью «Голосу Америки» Уилсон.

Между тем вице-президент Атлантического совета США не считает себя апологетом Грузии в ее конфликте с Россией. Уилсон полагает, что не только нынешние, но и предыдущие грузинские лидеры допустили ряд грубейших ошибок в том, как они относились к нацменьшинствам в постсоветской Грузии.

«Вы знаете лучше меня, как грузинское руководство относилось к абхазцам и осетинам после обретения независимости в 1991 году. Новые грузинские лидеры вели себя как настоящие националисты, породив движение сопротивления среди национальных меньшинств, проживавших на территории новоиспеченной страны. Затем в эту ситуацию была вынуждена вмешаться Россия, еще больше ухудшив динамику отношений Тбилиси и сепаратистски настроенных регионов. Мне не хотелось бы винить какую-то одну сторону, однако просчеты грузинского руководства в его подходе к вопросу о нацменьшинствах сыграли в войне 2008 года не последнюю роль», – поделился соображениями Уилсон.

Тем временем официальная позиция Соединенных Штатов по статусу и территориальной принадлежности Абхазии и Южной Осетии с момента начала российско-грузинского конфликта 2008 года не изменилась.
Выступая недавно на слушаниях в Хельсинской комиссии Конгресса США, бывший посол Соединенных Штатов в России, а ныне заместитель министра обороны Александр Вершбоу подчеркнул, что в последнее время было мало сделано для разрешения конфликта между Россией и Грузией.

«США продолжает поддерживать территориальную целостность и суверенитет Грузии в рамках границ, признанных международным сообществом. Мы также будем продолжать поддерживать международные попытки мирного разрешения ситуации, сложившейся вокруг Абхазии и Южной Осетии. Россия должна соблюдать подписанные ею договоренности о перемирии и предпринять шаги по установлению стабильности в регионе», – заявил Вершбоу.

В комментарии «Голосу Америки» на тему возникающих в американо-российских отношениях разногласий на почве подходов к решению вопроса о территориальной целостности Грузии офис помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипа Гордона отметил:

«Нашей целью всегда было желание сотрудничать с Россией в сферах, где у нас есть общие интересы и, в то же самое время, открыто и прямо обсуждать вопросы, по которым у нас есть расхождения. Что касается грузинской проблематики, то Соединенные Штаты продолжают призывать Россию к соблюдению данных ею обязательств, подписанных в рамках перемирия 2008 года, включая отвод российских войск к позициям, занимаемым ими до начала боевых действий».

XS
SM
MD
LG