Линки доступности

Голливудский фильм-нуар в Санкт-Петербурге


Голливудский фильм-нуар в Санкт-Петербурге

Голливудский фильм-нуар в Санкт-Петербурге

Северная столица смотрит американскую киноклассику

Должна покаяться – я опоздала на начало сеанса минут на десять. И когда меня провели в кинозал, я не смогла найти в полумраке свободных мест. Но, едва взглянув на экран, я поняла, что запросто могу досмотреть фильм стоя. Крупные планы голливудских суперзвезд Глории Свенсон, Уильяма Холдена и Эриха фон Штрогейма завораживали, в динамиках звучал оригинальная английская речь, а действие на экране сопровождалось субтитрами на русском языке, которые сменялись довольно быстро, и зрители не всегда успевали дочитать их до конца. Но так было даже интереснее!

По рассказам моих знакомых старшего поколения я представила, что, очевидно, такая же атмосфера была в кинотеатрах советского Госфильмофонда, где специально для киноманов на 35-миллиметровой пленке показывались так называемые «трофейные фильмы» конца тридцатых – начала сороковых годов, и в отдельных случаях – картины пятидесятых, заимствованные на короткий срок у западных киноклубов в порядке «культурного обмена». Особой популярностью пользовались французские и западногерманские криминальные драмы. А об их прототипе – американских лентах жанра фильм-нуар – самые продвинутые зрители знали лишь понаслышке.

Что было до появления формата 3D?

Теперь же в петербургском киноцентре «Родина» начался фестиваль под названием «Film noir: другая сторона Голливуда». И открылся он классической лентой Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» – драматической историей страсти стареющей кинозвезды к молодому, одаренному и весьма циничному сценаристу. Несколько лет назад этот фильм демонстрировался на российских телеканалах, и все было бы хорошо, но довольно неудачный дубляж портил впечатление.

Фестиваль «Film noir: другая сторона Голливуда» является очередным совместным проектом Генерального консульства США в Санкт-Петербурге и агентства Tour de Film. Координатор агентства по работе с прессой Саша Ахмадщина в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» отметила, что все фильмы этого фестиваля, как и прошлогоднего – «Немое кино + живая музыка» – демонстрируются только с оригинальных пленок, чтобы лучше передать ощущение зрителей премьерных показов. То есть, некий эмоциональный винтаж – возвращение « в старые добрые времена», когда не было ни широкого экрана, ни компьютерных спецэффектов, ни тем более формата 3D.

Кстати, французский термин для обозначения чисто американского жанра – «черного фильма» – появился не случайно. Фильм-нуар вобрал в себя традиции немецкого экспрессионизма 20-х годов и французского романтического реализма начала 30-х. После установления нацистского режима в Германии и последующей оккупации большинства европейских стран многие режиссеры и актеры Старого Света перебрались в Голливуд, принеся с собой и тенденции кинематографа своей родины.

Составные части «черного жанра»

Что же такое фильм-нуар? Его техническую сторону хорошо описала киновед Анжелика Артюх: «Почти во всех фильмах классического нуара можно увидеть, как при помощи освещения получается таинственный и отчуждающий эффект. Фигуры актеров одновременно освещаются сильными лучами сверху, что создает черные тени, и мягким, рассеянным светом спереди, что позволяло больше акцентировать тени, заполнять их, сделать более контрастными и выразительными». Этот прием известен кинематографистам всего мира как «low key». Подобная техника, продолжает киновед, «создавала эффект убийственной неизвестности, опасности, моральных дилемм».

Героями большинства «черных фильмов» были частные детективы, которые по ходу действия встречали femme fatale (что в переводе с французского означает «роковая женщина»), влюблялись в нее, но в конце почти неизменно теряли. Кстати, нередко в борьбе со злом погибал и сам герой, что ломало привычные стереотипы, согласно которым в голливудском фильме обязательно должен быть хэппи-энд. По сравнению с непосредственным предшественником нуара – гангстерскими фильмами 30-х годов, где, как правило, хорошие полицейские побеждали плохих грабителей и убийц, – в новом жанре изменилась и характеристика героев. Все чаще это был так называемый «хороший плохой парень», финальная смерть которого должна вызвать сопереживание публики.

Большинство фильмов нуар сняты на основе популярных детективных произведений в стиле «hard-boiled», что часто переводят на русский язык как «крутой детектив». Самыми известными авторами «hard-boiled» читаются Дэшил Хэммет, Рэймонд Чандлер, Джеймс Кейн, Росс Макдональд, Микки Спиллейн.

Среди киноактрис, которых петербургские зрители увидят в качестве femme fatale во время нынешнего фестивального показа – Рита Хейворт, Ронда Флеминг, Фэй Данауэй и «белокурая богиня» Мэрилин Монро. Главные мужские роли исполняют Хамфри Богарт, Гленн Форд, Кирк Дуглас, Джек Николсон. В перечне режиссеров, отдавших дань фильмам нуар, помимо упомянутого Билли Уайлдера, – Джон Хьюстон, Стэнли Кубрик, Роберт Олдрич, Роман Поланский.

Хронологически самым первым фильмом «черного жанра» считается экранизация романа Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол», вышедшая на американские экраны в 1941 году. Разумеется, этот шедевр также вошел в фестивальную программу, наряду с другими культовыми фильмами этого направления, такими как «Асфальтовые джунгли», «Гильда», «Целуй меня насмерть». В конце 60-х годов возникло направление «нео-нуар», представленное на фестивале лентой Романа Поланского «Китайский квартал» и картиной Карла Франклина «Дьявол в голубом платье», снятой относительно недавно – в 1995 году.

Film noir – forever!

Присутствовавший на открытии фестиваля консул по вопросам культуры и прессы Генерального консульства США Эрик Джонсон говорит: «Я думаю, что нуар до сих пор жив, хотя и не в таком чистом виде, как в середине прошлого века. Но примерно каждые три года в США появляется новый фильм, который можно отнести к нео-нуару. Я вообще считаю, что классические жанры не умрут никогда, поскольку на них учатся новые поколения режиссеров».

В качестве примера Эрик Джонсон упомянул Квентина Тарантино, не раз признававшегося в любви к «крутым детективам» эпохи черно-белого кино. Так, один из эпизодов его знаменитого «Криминального чтива» полностью заимствован из фильма «Целуй меня насмерть» – экранизации романа классика криминального жанра Микки Спиллейна.

Элементы нуара есть и в кинохите этого сезона – триллере Даррена Аронофски «Черный лебедь», одном из главных претендентов на премию Американской киноакадемии «Оскар».

Ну а что же современные зрители? Как они воспринимают «винтажные» фильмы, которые в свое время не удалось посмотреть их бабушкам и дедушкам?

Когда закончились финальные титры «Бульвара Сансет», и в зале зажегся свет, я спросила студентку по имени Кристина, не было ли ей скучно во время сеанса. «Ну, что вы! Это же классика! Я считаю, что такие фильмы – очень жизненные, и те чувства, которые здесь показаны, актуальны и в наше время», – ответила Кристина. Девушка призналась, что из всех актеров, снимавшихся в картине, она знает лишь Бастера Китона, появившегося в небольшом эпизоде в роли самого себя. А на вопрос, не возникло ли у нее желание купить диск с тем, чтобы пересмотреть понравившийся ей фильм, моя собеседница возразила: «Но его же легко можно найти в Интернете и скачать оттуда, не тратя деньги на диск».

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG