Линки доступности

Проект ExxonMobil и «Роснефти»: почему экологи против?


Проект ExxonMobil и «Роснефти»: почему экологи против?

Проект ExxonMobil и «Роснефти»: почему экологи против?

Международный фонд дикой природы считает, что нет никакой срочной необходимости в опасной нефтедобыче на арктическом шельфе

Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) выступил с критикой соглашения о стратегическом сотрудничестве между российской «Роснефтью» и крупнейшей в мире нефтяной компанией ExxonMobil.

Как сообщал «Голос Америки», в соответствии с договоренностью ExxonMobil станет партнером «Роснефти» в разработке российского арктического шельфа, прежде всего, трех объектов в Карском море. Взамен этого российская компания получит доступ к североамериканским проектам ExxonMobil, в частности, на глубоководном шельфе в Мексиканском заливе.

По мнению экологов, существует несколько факторов, которые «ставят под сомнение» успешность нового нефтяного американо-российского проекта.

Технологический фактор

Один из главных факторов состоит, согласно экологической экспертизе, в «технологической неготовности» к реализации глубоководных проектов в арктических широтах. «Роснефть» не имеет опыта глубоководного бурения в экстремальных условиях. В свою очередь подобный опыт – к востоку от канадского острова Ньюфаундленд – есть у ее нового американского партнера.

Однако у ExxonMobil, как напоминают в Фонде дикой природы, есть и очень неудачный опыт работы в Арктике, а именно – разлив нефти из танкера в 1989 году у берегов Аляски, ставший одной из крупнейших в мире экологических катастроф, произошедших по вине нефтяников.

«Наш фонд неоднократно обращал внимание на то, что эффективных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, а также в случае разлива подо льдом, в мире не существует, однако стремление как можно скорее получить доступ к ресурсам Арктики, видимо, затмевает любые рациональные доводы и призывы сделать серьезные выводы из таких катастроф, как ExxonValdez и Deepwater Horizon», – заявляет Михаил Бабенко, координатор по нефтегазовой политике Международной арктической программы WWF.

Финансовый фактор

Создание необходимой инфраструктуры в Арктике, по утверждению активистов WWF, «ляжет тяжелым финансовым бременем» на российский бюджет, а значит – и на российских налогоплательщиков. Ведь в соответствии с Налоговым кодексом РФ следует предположить, что будут установлены налоговые каникулы и другие льготы, которые сегодня действуют на ряде месторождений Севера и Восточной Сибири.

«По нашим оценкам, основанным на открытых данных Минфина, Счетной палаты и отдельных компаний, – говорит старший советник по природоохранной политике WWF России Иветта Герасимчук, – в 2010 году сумма льгот, предоставленных для экстенсивной разработки новых месторождений России, составила около 105 миллиардов рублей по НДПИ и около 120 миллиардов по экспортным пошлинам».

Климатический фактор

По данным Фонда дикой природы, компания ExxonMobil, несмотря на критику ряда научных и общественных организаций, «известна своим финансированием различных исследовательских проектов, цель которых доказать, что проблема изменения климата сильно преувеличена».

«Боюсь, что теперь Россия тоже может переметнуться в стан климатических скептиков, – говорит Михаил Юлкин, глава рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по промышленным технологиям и экологической безопасности. – Если, как предполагается, только прямые инвестиции альянса в разведку и освоение новых месторождений, в том числе на арктическом шельфе, должны составить от 200 до 300 миллиардов долларов, а ожидаемый доход оценивается в 500 миллиардов, то в интересах альянса сохранение высокого спроса на нефть и нефтепродукты в мире на долгие годы».

Вот почему, прогнозирует эксперт, теперь позиция России на переговорах по климату может свестись к «затягиванию переговорного процесса и противодействию принятия решений и достижения компромиссов».

Не рано ли открывать кладовые Арктики?

В этом сентябре в Архангельске пройдет Международный форум «Арктика – территория диалога», в котором примет участие премьер-министр РФ Владимир Путин. Фонд дикой природы намерен представить на форуме свои предложения по охране арктической среды. Но уже сейчас экологи начали сбор подписей против первого в мире проекта по добыче нефти на арктическом шельфе на платформе «Приразломная». По их мнению, последствия аварии на этой гигантской платформе могут быть сопоставимы с недавним крупнейшим разливом нефти в Мексиканском заливе.

Фонд дикой природы утверждает, что любые проекты нефтегазового бурения в условиях хрупкой экосистемы Арктики недопустимы, пока не будут разработаны и испытаны технологии борьбы с нефтеразливами в экстремальных полярных условиях, пока не будет создана соответствующая инфраструктура в полярном регионе.

Нет никакой необходимости в скорейшем освоении арктического шельфа, заявляют экологи, поскольку только за счет более эффективного использования энергии можно значительно сократить потребности в энергоресурсах, а колоссальные средства, которые направляются на арктические проекты, можно использовать на развитие возобновляемой энергетики и развитие новых технологий.

В качестве наглядного примера возможностей энергосбережения специалисты WWF приводят такой факт. Неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 миллиардов кубических метров «голубого топлива», тогда как для энергоснабжения Москвы необходимо менее 30 миллиардов кубических метров природного газа в год.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

Другие материалы о событиях в США читайте в рубрике «Америка»

XS
SM
MD
LG