Линки доступности

«Проекции реальности: столкновение с [не]знакомым»

  • Кристина Крутилина

Шестого марта в «Шоколадном цеху» московского выставочного зала «Красный Октябрь» стартовала выставка «Проекции реальности: столкновение с [не]знакомым». Она подготовлена фондом «Объективная реальность» в рамках программы культурного сотрудничества США и России – двустороннего проекта, возглавляемого президентами Медведевым и Обамой. В связи с этим негласный девиз выставки – «Искусство без границ» – без тематических границ и уж тем более – без географических.

«Проекции реальности» – одна из крупнейших в мире коллекций документальных мультимедийных проектов в выставочном формате. Представлено 22 автора, среди которых лидеры мировой фотожурналистики: Тим Хезерингтон (Великобритания – США), Бренда Энн Кеннилли (США), Тодд Хайслер (США), Юрий Козырев (Россия), Самюэль Боллендорф (Франция), Алек Сот (США).

Экспозиция знакомит зрителей с феноменом new media – комплексным явлением, сочетающим в себе новые мультимедийные технологии, повествовательные методы и каналы распространения, приходящие на смену традиционным СМИ. По словам устроителей выставки, это событие направлено на то, чтобы показать широкой аудитории новый этап развития в сфере визуальной культуры. «В связи с тем, что все труднее становится воспринимать визуальную информацию в формате традиционных СМИ и выставок, нам представляется очень важным показать новые инструменты визуального повествования, новый этап взаимоотношений фотографов-рассказчиков и аудитории», – говорит русский куратор выставки Лиза Фактор. Расшифровывая название «Столкновение с [не]знакомым», второй куратор Джеймс Уэлфорд (США) отмечает, что суть выставки – повествование, и каждый из участников в своем неповторимом стиле рассказывает об обыденных вещах, но со свежего ракурса, приглашая зрителя открыть новый, незнакомый мир в привычном.

И идея, и исполнение экспозиции рассчитаны на уменьшение дистанции между автором и зрителем: огромное выставочное пространство разбито на маленькие темные комнатки, в которых висят экраны и стоят несколько стульев. Так что вместо обычных суеты и галдежа традиционных культурных мероприятий зритель может в спокойной, почти интимной обстановке проникнуться атмосферой и настроением, задуманными автором того или иного фильма. А темы представленных работ абсолютно разные, но под общий знаменатель их подводит то, что все они ориентированы на социальные проблемы.

Так, Бренда Энн Кеннилли, независимый журналист, лауреат премии The Best of Photojournalism Award за лучшее использование фотографии в Интернете, показала зрителям свой проект «Возвращение на район». Кеннилли 7 лет прожила в Бруклине, делая фото, видео и письменные материалы о жизни семей в этой части Нью-Йорка. Результатом проделанной работы стала фотокнига «Деньги, власть, уважение: жизнь моего района», после выхода в свет которой жизни многих ее героев сильно поменялись, а экспозиция Кеннилли – своеобразный отчет о том, как сложились судьбы этих людей после нашумевшей публикации. Сама Бренда так понимает идею всей выставки: «В современном мире большое распространение приобрело обращение творцов культуры к фантастике, другим реальностям, а на самом деле необходимо обратить внимание на окружающую нас действительность».

Другой автор «проекций» – Тим Хезерингтон, победитель престижного фотоконкурса World Press Photo, приехаваший со своим проектом «Спящие солдаты». На протяжении 2007-2008 гг. Хезерингтон сопровождал отряд американских солдат, дислоцированный на северо-востоке Афганистана. Он вспоминает: «Все очень боялись, что будет атака, и нас захватят ночью». Это и подсказало Хезерингтону задумку для фотопроекта: он запечатлел солдат во время сна.

Сам автор считает свои работы не фотографией в чистом виде, а новым образным языком: «За последние 10 лет подходы к визуальному повествованию сильно изменились. Больше всего образов аудитория получает с экрана, но она не задумывается, как они создаются. Мне интересны крайности искусства создания имиджа, поэтому я выбрал предметом своего проекта американских солдат, ведь это почти такой же растиражированный бренд, как Coca-Cola и McDonald’s. У новых образов нет границ – это шаг вперед, оригинальный технологический тип повествования».

Еще один яркий проект представил публике Тодд Хайслер, лауреат Пулитцеровской премии в номинации «Арт Фотография», – «1 из 8 миллионов». Это работа мультимедийной редакции New York Times, сотрудником которой является Хайслер. Каждую неделю на сайте газеты появлялась история об одном из 8 миллионов жителей Нью-Йорка. Авторы руководствовались всего двумя условиями отбора героев: неизвестность и умение образно рассказывать о своей жизни, «ведь именно сила и специфика устного рассказа задают эмоциональный тон серии». Самые интересные истории (Джон Киган – дамский угодник, Мегги Нешьюр – ходок, больная раком, Джозеф Коттон – дедушка четырех внуков и др.) Хайслер и привез в Москву. Задача этого фильма – отобразить пеструю разнородность населения Нью-Йорка и найти самых ярких и характерных персонажей. Хайслер называет свой проект примером того, как «пользуясь интернет-площадкой, можно создавать материалы нового типа – постоянно развивающиеся истории».

Также среди участников выставки выступили Юрий Назаров с проектом «Иракская правда», Кристофер Андерсон с работой «Силиконовый лес» о жителях российского Академгородка, Эрика Ларсен с фильмом «Лавву и северные олени» об особенностях быта населения Арктики и многие другие. В рамках выставки пройдут лекции фотографов и продюсеров мультимедиа: Тима Хезерингтона , Марка Любелла (директор Magnum Photos, США), Бьярке Мирту (продюсер Storyplanet, Дания), Самюэля Боллендорфа , Юрия Козырева, Тодда Хайслера. Экспозиция будет открыта до 28 марта. Собирая революционные работы совершенно разных фотографов и режиссеров, кураторы выставки планируют продолжить представлять ее публике и в других странах.

XS
SM
MD
LG