Линки доступности

ЕС-Россия: в поисках «взаимности»

  • Анна Введенская

«Как сделать ЕС – мировым игроком?» – сформулировал тему саммита президент Франции Николя Саркози, выступая перед журналистами по его итогам. Хотя обсуждение выдворения цыган из Франции приковало основное внимание СМИ, центральная тема была другой: отношения ЕС со стратегическими партнерами, наиглавнейшие из которых США и Россия. Традиционно оборона ЕС обеспечивается Североатлантическим альянсом, а энергетическая безопасность – зависит от поставок российского газа.

Всемирный экономический и финансовый кризис обнажил зависимость благосостояния европейцев от глобальных процессов и со всей остротой поднял вопрос о необходимости синхронизации внешнеполитической деятельности стран-членов, с целью создания нового облика ЕС как «единого игрока» на мировой арене.

Выработка единой политики в отношении внешнего мира, в особенности, в отношении стратегических партнеров, необходима для конкурентноспособности ЕС в быстроменяющемся мире. Несмотря на то, что Лиссабонский договор, по которому живет и работает Евросоюз сегодня, предусматривает координацию внешнеполитической и оборонной политики, осуществить единство которой на практике непросто. Европейское разнообразие – одновременно и сила и слабость. Каждая их стран имеет свою историю, свое прошлое, откидывающие порой длинную тень на видение будущего. В частности, в отношении развивающегося стратегического партнерства с Россией.

В связи с созданием Европейской службы внешних действий под руководством Высокого представителя Евросоюза Кэтрин Эштон сегодня Совет ЕС поставил конкретные цели в двусторонних отношениях со стратегическими партнерами на грядущих саммитах: с США, который пройдет в ноябре в Лиссабоне и с РФ в декабре 2010 года. В частности, в заключениях Совета ЕС основной целью декабрьского саммита с Россией станет «углубление сотрудничества во взаимовыгодных областях сотрудничества для привнесения большей стабильности и предсказуемости» в эти «важные отношения». Не может не привлекать грустного внимания красноречивая деталь – со времен крушения СССР не исчезает тема о необходимости «отстаивать права человека» в России...

Ключевой темой в рамках стратегического партнерства с Россией станет обсуждение «повестки дня модернизации». Намечено «укрепить сотрудничество» в области энергетики, капиталовложений, инноваций, безопасности, включая «замороженные конфликты», в области борьбы с терроризмом, с организованной преступностью и с изменением климата.
«Голос Америки» обратился за комментарием к брюссельским экспертам и политкам относительно перспетив развития стратегического сотрудничества ЕС-Россия.

«Не стоит ожидать сенсаций – считает брюссельский эксперт Марат Тертеров. – Когда пришел к власти президент Обама, то началась политическая “перезагрузка”, но структурно мало что изменилось. Россия остается сложным партнером для ЕС. Для США же Россия не является ключевой страной как в свое время СССР».

Для ЕС энергобезопасность стала более устойчивой в связи с падением цен на нефть и газ.
И хотя «перезагрузка» началась, но пока что плодов не принесла. К тому же «подводные камни» прошлого так и не были устранены. Например, отношения с России с НАТО осложняют развитие партнерства. «Формирование новой стратегической концепции НАТО в конце этого года определит, насколько реально продвинется стратегическое партнерство в треугольнике США-ЕС-Россия», – считает М. Тертеров.

«Безусловно, ЕС заинтересован в модернизации России, – продолжил он, – но в его процессе две стороны – непосредственно техническое переоснащение и нечто более сложное – вопрос о ценностях, демократии, политическом плюрализме...», – заявил эксперт. Размышляя о модернизации, М. Тертеров задал несколько риторических вопросов: «Как проводить модернизацию в стране, где культура частной собственности не созрела, а демократия “неполноценна”. Как убедить инвесторов вкладывать средства в условиях такого климата? Как вызвать их доверие?»

«Несмотря на то, что в России есть и достижения, например, в улучшении инфраструктуры, увы, эти проекты связаны с отдельными личностями, а не с учрежденями. Западные страны не привыкли полагаться на отдельные личности, они привыкли работать с институтами, учреждениями», – сказал он.

«Если говорить о полноценной модернизации, то надо принимать во внимание культуру уважения к закону в обществе в целом, которой в России пока нет. Потому что в России все зависит от воли отдельных персонажей, – подчеркнул М.Тертеров – В то время как на Западе отношения развиваются в законодательном, институционном русле».

Директор брюссельского центра ЕС-Россия Фразер Камерон сказал «Голосу Америки», что не предвидит никаких прорывов в отношениях ЕС с Россией. «Невозможно осуществить модернизацию России без кардинальных изменений политического климата в стране. Невозможно привлечь иностранных инвесторов в ситуации избирательности закона. В этом смысле права человека, уважение к закону, независимость судов, соблюдение интеллектуальной собственности – создают ткань, которая необходима для создания модернизационной экономики. Сегодня, так же как и в прошлом, политическая ситуация в стране не располагает к доверию инвесторов. И это основное препятствие на пути модернизации России и качественного углубления отношений стратегического партнерства
России и ЕС».

«Невозможно не заметить разрыв между риторикой президента России о верховенстве закона и реалиями российской жизни, – продолжил он. – Огромная разница между конституционными свободами и их соблюдением или, вернее, несоблюдением.

Выражу общее мнение, что с ухудшением правового климата в российском обществе перспективы модернизцации страны сомнительны как никогда».

Скептически настроены не только эксперты, но и политики. «Дальнейшее развитие стратегического партнерства ЕС-России в немалой степени зависит от новой стратегической концепции НАТО – сказал «Голосу Америки» Кнут Флекенштайн – немецкий политик, глава делегации Европарламента в России. – Вопросы обеспечения в глобальном контексте безопасности, как и прежде, зависят от взаимодействия США, ЕС и России». Несомненно, отмена визового режима с Россией продвинет партнерство ЕС-РФ, так как прямые контакты между людьми помогут выстроить доверительные отношения. Но ситуация в российском обществе не располагает к отмене виз, так как в отсутствии развитых демократических институтов – неотъемлемой составляющей правового государства – многие опасаются массовой иммигации россиян в страны ЕС. «В первую очередь необходимо улучшить ситуацию в российском обществе. Иначе многие россияне используют отмену визового режима как возможность покупки билета в «один конец», – заключил немецкий политик.

Во многом созвучное мнение высказала «Голосу Америки» эстонский политик Кристина Оюланд, член делегации Европарламента в России, бывший министр иностранных дел Эстонии: «Нам необходимо разрешить основной вопрос о ценностях. Это касается и гражданского общества и вопросов военной безопасности. Препятствием для развития стратегического партнерства по-прежнему является разыв между словами и делами. Я вижу для России европейскую перспективу развития, а отнюдь не китайскую модель, но, в то же время, многое в сегодняшней России отдаляет ее от Европы. Доклады правозащитников не могут не вызывать беспокойства», – сказала представительница Эстонии.

«Ограниченная демократия, урезанный доступ к информации, ограничения в сфере СМИ, проблемы в правовой сфере, – все это не может не настораживать», – считает Кристина Оюланд. Она убеждена, что экономическая привлекательность сотрудничества с Россией не должна стать поводом для того, чтобы закрывать глаза на положение с развитием демократии.

«Сотрудничество с Россией благоприятно для Эстонии как и для большинства стран ЕС, – продолжила она. – Но мы не можем и не должны в погоне за барышами, пренебрегать нашими общими демократическими ценностями. В этом смысле слово за Россией – она должна продемонстрировать свою приверженность демократии, если заинтересована в углублении Стратегического партнерства с ЕС».

Другие новости о событиях в мире читайте здесь

XS
SM
MD
LG