Линки доступности

Американское общество технологично. Лучшие умы со всего света создали в США критическую интеллектуальную массу во многих областях науки и техники. В «Технологиях» пойдет речь о них, но не только. Само понятие "технология" в Америке применимо буквально ко всему, в том числе к обществу. Новые материалы в рубрике «Технологии с Крыловым» каждую неделю по средам

О беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) много говорят и пишут. В немалой мере, в связи с их военным применением. Отправить в боевую или разведывательную миссию машину вместо человека означает не только избежать многих рисков, но и повысить надежность в длительных полетах. В то же время, технологии, применяемые при создании БПЛА, совершенствуются и удешевляются, открывая для них новые мирные возможности применения.

В эту «Техносреду» речь пойдет о беспилотниках гражданского назначения.

Что такое беспилотник? Это летательный аппарат, управляемый с земли (дрон) и/или посредством бортового оборудования многократного использования. Последнее отличает его от ракет. Беспилотник способен взлетать и садиться много раз. Это удешевляет его применение.

Какими бывают такие машины? Познакомимся с ними на нескольких примерах.

Неофициальный рекорд длительности полета БПЛА принадлежит сейчас Zephyr английской компании QinetiQ. Эта машина военного назначения, размах ее крыльев – 22,5 метра, масса 50 кг. Корпус Zephyr изготовлен из углеродного волокна. Длительность полета этого дрона летом 2010-го года составила 336 часов 21 минуту (две недели). Особенность конструкции этого аппарата – солнечные элементы, заряжающие литий-серные батареи. Запасенную в светлое время суток энергию аппарат использует ночью.

БПЛА Condor, созданный компанией Boeing в конце 80-ых, имел размах крыльев 60 метров и весил 9 тонн. Он развивал максимальную скорость в 370 км/ч. Длительность его полета составляла до 80 часов. Двигатель у Condor был внутреннего сгорания, с жидким охлаждением.

Другой представитель «классики» – Predator компании General Atomics с размахом крыльев 15 метров, весящий одну тонну. У него 4-х цилиндровый двигатель. Модифицированная для NASA версия этой машины называется Ikhana. Она использовалась в 2007-ом году для наблюдения за лесными пожарами в Калифорнии. Ikhana передавал инфракрасные изображения поверхности, которые использовали пожарные при планировании своих действий.

Теперь поговорим о мини-БПЛА. Они напоминают радиоуправляемые модели самолетов, и, потенциально, могут интересовать именно ту категорию потребителей. Однако, в отличие от моделей, они могут нести полезный груз – небольшой, но достаточный, чтобы разместить на борту камеру.

Среди таких аппаратов много, так называемых, «квадраторов». Это летательные аппараты с четырьмя парами лопастей, расположенных по углам квадрата. Все, кто запускал авиамодели, знают, что самое сложное в этом увлекательном деле – посадка. При посадке многие машины ломаются, частично или полностью. Квадратор удобен в том числе тем, что обеспечивает стабильный взлет и посадку на любых поверхностях. Он также хорошо держит положение в воздухе и может зависать, что немаловажно, если на нем установлена камера.

Один из таких квадраторов – Draganflyer X4. Он может быть оснащен разными типами камер. Камеры оснащаются устройством гашения вибрации. Его базовая версия стоит 8 495 долларов.

Один из производителей квадраторов – немецкая компания Microdrone – недавно привлекла к себе внимание тем, что заявила о заказе у нее дронов интернет-гигантом Google. Ее дроны летают со скоростью до 80 км/ч и, по утверждению производителя, могут служить для картирования местности (Google действует в этой области). Немедленно разгорелись споры о том, что именно может запечатлеть широкоугольная камера на этом дроне и как поступать с фотографиями людей и их частной собственности. Споры, однако, оказались преждевременными, т.к. по заявлению представителя Google журналу Forbes, покупка этого дрона была сделана сотрудником компании в личных интересах.

Законов, регулирующих использование БПЛА для фото- и видеосъемки, пока нет. Понятно, что БПЛА открывают новые возможности не только для эффективного картирования и что снимать ими можно не только диких животных на безопасной дистанции. Сейчас, пока соответствующие законы не приняты, самое время публично обсуждать, какими они должны быть.

Дмитрий Крылов, PhD, независимый эксперт по инновационным технологиям

XS
SM
MD
LG