Линки доступности

Выдающийся британский театральный мастер дебютировал в кинорежиссуре экранизацией Мопассана

Процесс глобализации культуры получил в лице 58-летнего британца Деклана Доннеллана чрезвычайно продуктивного энтузиаста. Заметим: культуры не массовой, ширпотребной, а истинной, высокой, укорененной в классическом наследии. Вот два самых свежих подтверждения. В Нью-Йорке 31 марта завершаются гастроли лондонского театра Cheek by Jowl, которым руководит Доннеллан совместно с его всегдашним коллегой художником-постановщиком Ником Ормеродом. А в России двумя днями раньше вышла в кинопрокат экранизация в постановке тандема Доннеллан-Ормерод знаменитого романа Ги де Мопассана «Милый друг» с участием звезды «Сумерек» Роберта Паттинсона.

Начиная с 20 марта, в Нью-Йорке, на сцене Бруклинской академии музыки (BAM) демонстрируется пьеса Джона Форда «Нельзя ее развратницей назвать» в постановке Доннеллана. Ее считают одним из самых спорных и скандальных драматических произведений за всю историю британского театра. Тема пьесы – инцест. Аристократы по рождению, Джованни и его сестра Аннабелла безумно влюблены друг в друга. Их страсть неостановима и обречена навлечь на них беду. Написанная в 1633 году, трагедия эпохи английского Возрождения решена труппой Доннелана, как отмечают рецензенты, в строгой минималистской стилистике.

«Сегодня эта история несчастной любви мощно резонирует в общественном сознании, – сказал в телефонном интервью корреспонденту «Голоса Америки» Деклан Доннеллан. – Почему? Да потому что остаются неизменными проблемы религии, морали и безумия. В будущем я бы очень хотел привезти эту постановку в Москву».

Деклан Доннеллан родился в Англии в ирландской семье. Получил образование в Королевском колледже права в Кембридже. В 1981 вместе с Ником Ормеродом организовал театральную компанию Cheek by Jowl (переводится как «бок о бок», «рядом»), где за эти годы поставил около тридцати пьес. В 1989 году стал ассоциативным директором лондонского Королевского национального театра, где поставил, в частности, «Суини Тодд» и «Ангелы в Америке».

Для Королевской шекспировской компании Доннеллан поставил «Школу злословия», «Король Лир» и «Большие надежды».

«Когда твоими лоцманами выступают столь волшебные мастера, как Деклан Доннеллан и Ник Ормерод, ты можешь смело отдаться сценическим волнам без риска утонуть», – писал критик Бен Брэнтли в газете The New York Times.

Творчество Доннеллана хорошо известно в России. Он много и успешно работает с российскими театрами. В Большом театре поставил балет «Ромео и Джульетта», в Малом драматическом в Петербурге – «Зимнюю сказку». В 2000 году Доннеллан сформировал актерскую труппу под эгидой Чеховского фестиваля, им поставлены «Борис Годунов», «Двенадцатая ночь» и «Три сестры». В своем театре Cheek by Jowl мастер предложил зрителям свои прочтения «Маскарада» Лермонтова и «Мандата» Эрдмана. Доннеллан – лауреат многих престижных театральных премий, в том числе трех премий Лоуренса Оливье.

«Я всегда с особой радостью работаю с русскими актерами, – отметил Доннеллан в беседе с «Голосом Америки». – Особенно люблю Александра Феклистова и Игоря Ясуловича. Мне интересно наблюдать, как они и их коллеги по сцене в Москве и Петербурге творчески воспринимают приемы английской школы. Имейте в виду, что моя книга “Актер и цель” (The Actor and the Target) была сначала выпущена на русском языке, а затем только вышла в Англии и в других странах».

Что касается экранизации «Милого друга», то это кинодебют прославленного театрального режиссера и его коллеги Ника Ормерода. Сценарий написала Рэйчел Бенетт для продюсера Уберто Пазолини. Доннеллан и Ормерод давно собирались сделать театральную постановку по этой книге Мопассана, но когда Пазолини предложил им снять фильм, то охотно согласились.

«Это невероятно острая и актуальная история, – рассказал Доннеллан «Голосу Америки». – В ней много ироничных перекличек с современностью. Масс-медиа, манипулирующие фактами в угоду сильным мира сего, вторжение европейской державы в арабскую страну с целью завладеть природными ресурсами. И, конечно, секс, с помощью которого можно сделать карьеру, имея очень мало способностей. У героя книги Жоржа Дюруа огромное желание пробраться наверх, в этом и заключается его главный талант».

В «Милом друге» у Мопассана издателя газеты, где работает Дюруа, зовут Вальтер. Он еврей, и писатель не скупится на неодобрительные оценки в его адрес. В экранной версии издателя зовут Руссэ, и еврейская тема исчезла напрочь. Почему?

«Антисемитизм – огромная, болезненная тема, и ее надо анализировать подробно и убедительно, – объяснил Доннеллан. – Аллюзиями и легкими штрихами здесь не отделаешься. У меня здесь другие приоритеты, поэтому еврейскую тему я просто исключил».

На роль Жоржа Дюруа Доннеллан пригласил звезду молодежной культовой саги «Сумерки» Роберта Паттинсона. А его главных пассий, которых Жорж цинично использует в своих корыстных целях, играют Кристин Скотт Томас, Ума Турман и Кристина Риччи. Говоря об актерском ансамбле, режиссер отметил высокий уровень приглашенных звезд.

«Они все настоящие профессионалы, – сказал он. – Невероятно забавны, каждый со своим чувством юмора. Ума, Кристин и Кристина очень разные. Но все выкладывались по максимуму и признались нам, что им пришлось на этих съемках делать абсолютно новые для них вещи».

Говоря о своих кинематографических предпочтениях, Доннеллан признался, что очень любит триллер «Психо» Альфреда Хичкока. «Вначале ты себя идентифицируешь с главной героиней, – отметил он. – Но когда девушку убивают, ты вынужден идентифицировать себя с ее убийцей. Это гениально придумано и воплощено. Еще я обожаю фильмы Макса Офюльса (немецкий режиссер-новатор, работал в Германии, США, Франции – О.С.). Офюльс – мой герой! Первые десять минут «Наслаждения» (фильм Офюльса 1952 года, снятый по рассказам Мопассана – О.С.) просто гениальны. Я их прокручивал раз пятьдесят. Из них черпаю вдохновение. И еще в одном фильме первые десять минут достойны восторга – в фильме «Дело жизни и смерти» Пауэлла и Прессбургера, снятом сразу после Второй мировой войны».

Мировая премьера фильма «Милый друг» состоялась в феврале на Международном кинофестивале в Берлине, где встретила разноречивые отклики критиков. Любопытно, что в России и в ряде стран Европы фильм вышел в кинотеатры намного раньше американской премьеры, запланированной на 8 июня. По мнению ряда экспертов, такая необычная отсрочка связана с неуверенностью дистрибьюторов в коммерческом потенциале фильма в США.

XS
SM
MD
LG